top of page
Фото автораПарантеза

Тим Маршалл: Флаги, за которые отдают жизни. Флаги свободы


Африка — единственный континент, имеющий свои главные цвета: красный, зелёный и чёрный (или жёлтый). В истории их возникновения фигурируют Эфиопия, Ямайка, Маркус Гарви и Хайле Селассие (он же Рас Тафари).



«Лучший способ научиться быть независимым, суверенным государством — это быть независимым, суверенным государством».

Кваме Нкрума, первый премьер-министр Ганы



Чего только не экспортировала Африка на протяжении веков — причём не всегда по собственной воле. Среди одобренного континентом экспорта — идея африканской свободы, воплощённая в сочетании четырёх цветов: красного, золотого, зелёного и чёрного.


История этих цветов восходит как минимум к XIX веку. Они позаимствованы с флага Эфиопии, единственной африканской страны, которая так и не была колонизирована. Современный флаг Эфиопии по-прежнему состоит из традиционного сочетания красного, золотого и зелёного, однако с 1996 года в центре него также красуется синий круг с жёлтой пятиконечной звездой с пятью расходящимися от неё лучами. Лучи символизируют разные народы Эфиопии, а звезда — их равенство и единство. Она также ассоциируется с печатью царя Соломона и звездой Давида, так как первый царь Эфиопии Менелик I считается сыном Соломона и царицы Савской.


Италия опоздала на раздел Африки. К началу 1890-х годов британцы, французы, немцы и бельгийцы застолбили за собой самые ценные территории, а Италии осталась лишь территория современной Эритреи. Италия использовала свою колонию в качестве трамплина для вторжения в Абиссинию (современная Эфиопия). Тяжёлые бои начались в 1895 году, а всего через год, к своему удивлению, итальянцы были оттеснены назад в Эритрею, потеряв как минимум 7 тысяч солдат. Эфиопия стала вдохновляющим примером для остальных африканских стран.



Флаги красного, золотого и зелёного цветов использовались в Эфиопии задолго до этой победы, часто в сочетании друг с другом. В Эфиопии, которая была преимущественно христианской, эти цвета ассоциировались с радугой, на которую, согласно Книге Бытие, Бог указал человеку после Всемирного потопа. Поэтому когда в 1897 году царь Менелик II отдал приказ о принятии первого официального флага, выбор пал именно на них.


Флаг Эфиопии был первым государственным флагом в Африке.


На трёхцветном полотнище располагался императорский герб — Лев Иуды с флагом, служивший указанием на происхождение царя Менелика I. Герб оставался на флаге вплоть до марксистского переворота 1974 года.


В 1930-х годах, в эпоху Муссолини, итальянцы вернулись. На этот раз они взяли с собой иприт. Вторая попытка оказалась более удачной, и Абиссиния/Эфиопия была оккупирована. Однако страна входила в состав Лиги Наций, предшественницы ООН. Поскольку многие страны-члены отказались признавать аннексию, пятилетняя оккупация официально не считается периодом колонизации. В 1941 году итальянцы были повторно изгнаны, и Эфиопия вернула себе статус суверенного государства.


Одновременно, за тысячи миль от Эфиопии, в США, происходило нечто очень важное и непосредственно связанное с судьбой этой африканской страны.


У политического сознания чернокожих много отцов, как в Америке, так и в Африке. Один из них — ямаец Маркус Гарви, неординарный человек, сторонник расовой чистоты и один из родоначальников движения «Назад в Африку». После основания на Ямайке Всемирной ассоциации по улучшению положения негров (ВАУПН), в 1916 году Гарви перебрался в Нью-Йорк, где его идеи быстро прижились и распространились по всей стране.


Гарви пропагандировал идею о том, что афро-американцы должны не только гордится своим происхождением, но и возвращаться на родину своих предков.


С этой целью он основал пароходную компанию «The Black Star Line». Компания обанкротилась, а сам Гарви был арестован по обвинению в финансовых махинациях, заключён в тюрьму и позже депортирован на Ямайку. Однако прежде, чем всё это произошло, он придумал флаг, ставший мировым панафриканским символом.


Согласно пункту 39 Декларации прав негритянских народов мира ВАУПН, «красный, чёрный и зелёный — это цвета африканского народа». Но почему именно эти цвета? Годом позже ВАУПН издала Всемирный негритянский катехизис, в котором объяснялось, что «красный — это цвет крови, которую предстоит пролить за свободу; чёрный — это цвет благородного народа, к которому мы принадлежим; а зелёный — это пышная растительность нашей Родины».


Считается, что источником вдохновения для Гарви послужила Эфиопия, но он ошибочно полагал, будто эфиопский флаг состоит из полос красного, чёрного и зелёного цветов, а не красного, жёлтого и зелёного. Как бы там ни было, флаг прижился; цвета стали ассоциироваться с Африкой, и было поздно что-то менять.


Гарви умер в 1940 году в Лондоне, так ни разу и не ступив на африканскую землю. Он похоронен на Ямайке и почитается там как национальный герой. Ямайский флаг не случайно содержит чёрный, зелёный и золотой цвета.


Гарви почитается как пророк в растафарианстве, зародившемся на Ямайке в начале 1930-х годов. В 1920 году Гарви сказал: «Когда в Африке будет коронован чёрный король, это будет значить, что день спасения близок». Под днём спасения он имел в виду приход мессии. Десять лет спустя Рас Тафари Маконнен под именем Хайле Селассие I был коронован императором Эфиопии. «Рас» на амхарском языке означает «голова» или «принц», а «Тафари» — «почтенный». Этот факт, вкупе с представлением о Хайле Селассие как о 225-м прямом потомке царя Давида, некоторые восприняли как исполнение пророчества. Хайле Селассие был объявлен мессией, сыном Джа, Львом Иуды. Вот почему растафарианский флаг — это копия старого флага Эфиопии.



Гарви во всё это не верил. Тем не менее, он почитается в растафарианстве, а его идеология пронизывает движение, которое стало на удивление влиятельным, учитывая, что у него всего миллион приверженцев. Влиятельность растафарианства объясняется в первую очередь популярностью музыки рэгги и конкретно Боба Марли, который упоминал в своих песнях как Гарви, так и Хайле Селассие.


Влияние Маркуса Гарви на африканскую политику менее удивительно, хоть и не менее велико. В молодости будущие африканские лидеры вроде Джомо Кениаты из Кении и Кваме Нкрума из Ганы хоть и не поддерживали идеи Гарви о расовой чистоте, но всё же были знакомы с его трудами и верили в главный постулат панафриканизма: несмотря на все этнические, языковые и культурные различия между разными народами континента и представителями диаспоры, всех их объединяет одно: они — африканцы.


Нкрума познакомился с трудами Гарви во время проживания в США (1935—1945), после чего стал премьер-министром Ганы — первой страны Субсахарской Африки, освободившейся от оков колониализма. В 1957 году новосформированное правительство позаимствовало цвета эфиопского флага, но изменило их порядок, поместив красный вверху, золотой посередине, а зелёный внизу. Кроме того, Нкурма добавил в центре чёрную звезду — в честь компании Маркуса Гарви «The Black Star Line» и потому что пятиконечная звезда стала символом освобождения Африки и единства в борьбе с колониализмом.


К сожалению, Нкрума также стал одним из первых лидеров Африки нового поколения, заковавших свою страну в оковы деспотизма, предав таким образом идеалы борьбы за свободу.


Пять стран Субсахарской Африки, которые обрели независимость следующими — Гвинея, Камерун, Тоголезская Республика, Мали и Сенегал — также выбрали для своих флагов красный, золотой и зелёный цвета. Флаг Камеруна, например, состоит из трёх вертикальных полос: зелёной слева, красной в центре и жёлтой справа. Жёлтый символизирует солнце, зелёный — надежду, а красный — единство. Жёлтая звезда на красной полосе — это Звезда Единства.


Другие страны решили создать вариации на основе красно-зелёно-чёрного флага Гарви. Флаг Малави, например, состоит из трёх горизонтальных полос: зелёной снизу, красной посередине и чёрной сверху; на чёрной полосе помещено красное восходящее солнце, символизирующее свободу и надежду. Первый президент Кении Джомо Кениата также выбрал флаг в цветах Гарви, но с тонкими белыми полосами, разделяющими полосы зелёного, красного и чёрного цветов, а также масайским щитом с двумя перекрещёнными копьями в центре. Чёрный цвет символизирует народ, красный — кровь, пролитую за свободу, а зелёный — природу. Белые полосы олицетворяют мир и правду, а щит и копья защищают эти ценности.


Примечательно использование одного конкретного племенного символа в этнически разнообразной стране, которое в других обстоятельствах могло бы быть чревато проблемами. Однако масаи составляют лишь 1,8 процента 44-миллионного населения Кении и не представляют угрозы для более многочисленных народов, ведущих борьбу за власть в стране. Свазиленд также остановил выбор на щите, изобразив его наполовину чёрным наполовину белым, что должно символизировать мир между народами. Мозамбик пошел ещё дальше.


Флаг Мозамбика как минимум необычен. Самая примечательная его деталь — это АК-47 со штыком с левой стороны.


Флаг Мозамбика — это единственный флаг в мире, на котором изображено современное оружие.


Флаг имеет пять цветов: красный, жёлтый, зелёный, чёрный и белый. Жёлтый символизирует богатые залежи минералов; жёлтая звезда в красном треугольнике — веру в социализм; книга на звезде — образование, мотыга — крестьянство, а АК-47 — готовность защищать свою свободу с оружием в руках.



АК-47 был любимым оружием Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), возглавлявшего освободительную борьбу против Португалии. Будучи главной революционной силой, в 1975 году ФРЕЛИМО пришёл к власти, положив конец колониальному правлению Португалии, которое длилось почти 500 лет. В 1983 году был утверждён нынешний флаг, содержащий мотивы флага ФРЕЛИМО. Присутствие АК-47 на флаге вызывает у многих жителей страны недовольство, так как автомат ассоциируется с насилием и гражданской войной. Вот уже более десяти лет автомат пытаются убрать с флага, однако эта инициатива исходит преимущественно от оппозиционных партий; правительство же не желает ничего менять.


Флаги по меньшей мере восемнадцати стран Субсахарской Африки содержат цвета панафриканского флага: красный, жёлтый, чёрный и зелёный.


Флаги колониальных времён по большей части были отвергнуты. Лишь немногие страны решили отдать должное этому периоду в истории Африки. В числе таких исключений — Уганда и Замбия.


Пёстрый флаг Уганды от ассоциаций с лакричным ассорти спасает лишь белый круг в центре с изображением стоящего на одной ноге серого журавля, символизирующего грациозность угандийского народа. Замбия выбрала необычный дизайн: зелёное полотнище, в правом нижнем углу которого изображён флаг из трёх вертикальных полос красного, чёрного и оранжевого цветов, над которым парит орёл, символизирующей торжество замбийского народа над трудностями.


Флаг Либерии служит исключением из правил в отношении цветов из-за необычной истории страны. Схожесть с флагом США объясняется тем, что Либерия была основана бывшими рабами. Название страны происходит от латинского liber — «свободный». В первой половине XIX века аболиционисты и освобождённые рабы выкупили землю на западном побережье Африки, где затем поселились тысячи афро-американцев. Поначалу использовалась точная копия американского флага, только с крестом в левом верхнем углу. В 1847 году был утверждён новый флаг с одиннадцатью полосами, символизирующими 11 подписей на декларации независимости Либерии, а место креста заняла звезда.



Есть и другие исключения — как правило, продиктованные реакцией на определённые события в стране. Например, центральная часть Африки — в первую очередь, ДК Конго, Руанда и Бурунди — долгое время страдала от конфликтов. После геноцида 1994 года в Руанде необходимо было создать условия для национального примирения. Чтобы начать с чистого листа, в 2001 году красно-золото-зелёный флаг, который стал ассоциироваться с экстремизмом хуту, был заменён на новый, зелёно-жёлто-голубой. Зелёный символизирует процветание благодаря совместному труду, жёлтый — экономическое развитие, а голубой — мир. В правом верхнем углу расположено солнце, которое символизирует просветление.


Не так давно этническое насилие имело место и в Бурунди. Флаг этой страны также необычен: красно-зелёный с большим белым кругом в центре, от которого к углам расходятся четыре белых полосы; в белом кругу помещены три красные звезды. Белый символизирует мир, а три звезды — национальный девиз «Единство. Работа. Прогресс» и три самые многочисленные этнические группы: тутси, хуту и тва. Как и в соседней Руанде, в Бурунди конфликт случился между хуту и тутси. Почти 300 тысяч человек были убиты в ходе гражданской войны 1993—2005 годов.

Многие африканские страны страдают от раскола и вражды. Отчасти причиной тому прочерченные колониальными державами в XIX и XX веках границы, поместившие в пределах новообразованных стран людей, говорящих на разных языках. В некоторых случаях, хоть флаги стран и выражали идеи панафриканизма, ничего не делалось для поощрения единства. Правительства некоторых стран, например Бурунди, осознавали эту проблему и пытались создать флаг, который бы объединил людей; другие, как например Сейшельские острова, выбрали флаг, который не содержит указаний на конкретные племена, а прославляет мультиэтничность.


В 1996 году, в честь годовщины независимости от Британии, Сейшелы приняли новый флаг, состоящий из пяти расположенных веером разноцветных полос.


Ещё один пример — Нигерия, созданная британцами в 1914 году из бывших территорий Бенинского царства, империи Ойо и халифата Сокото. Нигерия объединяет 250 племён, 36 регионов и две религии, ислам и христианство. За свою более чем 60-летнюю историю страна пережила военные перевороты, этнические конфликты и сепаратистские войны, а с недавнего времени ещё и потерпает от атак связанной с ИГ террористической группировки «Боко харам». Флаг Нигерии состоит из трёх вертикальных полос: зелёной, белой и зелёной. Зелёный олицетворяет леса и сельское хозяйство, а белый — мир.



Приудмал флаг 23-летний студент по имени Майкл Тайво Акинкунми, изучавший инженерное дело в Лондоне. В 1959 году он увидел в газете объявление о конкурсе на оформление флага для государства, которое вскоре должно объявить о независимости от Британии. Акинкунми был одним из 2 тысяч участников. Год спустя он был приглашён в лондонский офис уполномоченного по делам Нигерии, который сообщил ему две новости. Плохая новость состояла в том, что жюри не оценило красное солнце на белой полосе, а хорошая — в том, что остальное пришлось ему по вкусу. Акинкунми получил приз — 100 фунтов и шанс попасть в учебники по истории; но чтобы это произошло, потребовались настойчивые усилия другого нигерийского студента более чем 40 лет спустя.


К 2006 году Акинкунми вышел на пенсию и жил в бедной части Ибадана, что на 70 миль к северу от Лагоса. Он так и не получил признания. Однажды студент из Ибаданского университета Сандей Олавале Оланиран, изучая историю Нигерии, наткнулся на имя создателя флага.


При помощи журналистов из газеты Daily Sun он нашёл Акинкунми, который жил в бедности и был слаб здоровьем. Его пенсии не хватало даже на еду. Благодаря статье рядовые нигерийцы стали присылать ему еду и одежду. Но Оланирану этого было недостаточно. Он запустил кампанию с целью добиться признания для Акинкунми за его вклад в историю страны. На это ушло несколько лет. Наконец в 2010 году, во время празднования годовщины независимости, правительство объявило Акинкунми «почётным гражданином». А в 2014 году, к тому времени уже ослепший, он отправился в столицу, город Абуджа, где тогдашний президент Гудлак Джонатан вручил ему Орден Республики и назначил пожизненное жалование.



Однажды субботней ночью в феврале 1994 года в доме Фреда Броунелла в Претории зазвонил телефон. Президентский срок де Клерка подходил к концу, Нельсон Мандела уже вышел из тюрьмы и вскоре должен был стать новым президентом. Южная Африка нуждалась в новом флаге вместо старого, основанного на нидерландском и ассоциировавшегося как с колониализмом, так и с апартеидом.


Броунеллу позвонили после того, как 7000 проектов были отвергнуты. Ему была дана неделя. Прежде чем выйти на пенсию 74-летний Броунелл служил государственным герольдмейстером в южноафриканском Бюро геральдики. Предыдущим летом он принимал участие в международной конференции в Цюрихе. Во время одного очень скучного выступления он начал делать наброски нового южноафриканского флага, держа в голове призыв Манделы о том, что разные «цвета» Южной Африки должны работать вместе.


Броунелл создал флаг с вилообразным крестом зелёного цвета, красной полосой сверху и синей снизу, к которым добавил чёрный и золотой — цвета флагов Африканского национального конгресса и Партии свободы Инката. «Красный, золотой и зелёный были цветами текущих политических реалий, а оранжевый, белый и синий — цветами старого государственного флага. Я подумал, что если объединить все эти цвета, результатом станет сближение людей и языков», — объяснил позже в интервью Броунелл.



Комиссия остановила свой выбор на двух вариантах Броунелла и ещё трёх проектах других авторов. Все они были представлены на рассмотрение президенту де Клерку, который в свою очередь показал их на поспешно созванном заседании кабинета министров. Так был выбран флаг, который мы знаем сегодня. О решении был уведомлён Сирил Рамафоса из Переходного исполнительного совета. Тот, понимая, что решение о символе новой эпохи не может приниматься без благословения того, кто эту эпоху воплощал, послал изображение нового флага по факсу Нельсону Манделе.


Факсы в то время были чёрно-белыми, поэтому одному из помощников Манделы пришлось сбегать в магазин за карандашами и раскрасить флаг.


Переходной исполнительный совет утвердил новый флаг, но возникла проблема. В стране было около ста тысяч флагштоков, на каждом из которых в день передачи власть должен был быть поднят новый флаг, но страна могла произвести не более 5 тысяч флагов в неделю, а до выборов оставалось всего пять недель. Положение спасли нидерландские фабрики, израсходовав все европейские запасы ткани для изготовления флагов.



©Tim Marshall



Оригинал можно почитать тут.

174 просмотра0 комментариев

Comentarios


bottom of page