top of page
  • Фото автораПарантеза

Джордан Питерсон: Ещё двенадцать правил жизни


Клинический психолог Джордан Питерсон, которого интернет превратил в популярного мотивационного оратора, прославился благодаря своим скандальным выступлениям и подкастам (у него более 6 миллионов подписчиков на YouTube) с критикой политкорректности, политики идентичности, изменения климата, феминизма и левых идей. В своей предыдущей книге «12 правил жизни: Противоядие от хаоса», ставшей бестселлером, он советовал расправить плечи, беречь себя, дружить с правильными людьми, ориентироваться на самого себя, держать своих детей в узде, навести порядок у себя дома, посвящать себя важному, говорить правду, стремиться к точности, прислушиваться к знающим людям, позволять мальчикам быть мальчиками и не забывать о приятном в жизни. Как это всегда бывает с успешными продуктами, сиквел не заставил себя долго ждать.



Правило 1: Не пренебрегайте ни устоявшимися институтами, ни творческими преобразованиями


Каждый из нас — не только отдельный человек, но и часть общества. Мы живём среди людей. Не обязательно быть выдающейся личностью; иногда достаточно просто вести себя прилично. Окружающие помогают нам оставаться в здравом уме, постоянно напоминая нам о том, что следует думать, делать и говорить. Когда мы сбиваемся с пути истинного, окружающие указывают нам на наши ошибки, переубеждая, высмеивая или критикуя нас, и ставят нас на место. Это веская причина ценить окружающих нас людей — как друзей и родственников, так и неприятелей — несмотря на раздражение, которое нередко сопровождает взаимодействие с ними.


То, что считается ценным, становится частью общественного договора; частью вознаграждений и наказаний, которые присуждаются за соблюдение или несоблюдение правил; частью того, что постоянно напоминает: «Вот что важно. Сосредоточься на этом, а не на чём-то другом. Стремись к этому, а не к чему-то другому». Наше душевное здоровье определяется способностью действовать в соответствии с этими напоминаниями. Без взаимодействия с окружающими мы не смогли бы держать свой ум в порядке, и мир подавил бы нас.


Душевное здоровье зависит от способности усваивать правила общественной игры и следовать им. Однако вчерашние решения, на которых основаны сегодняшние структуры власти, могут не быть верными завтра. Бездумное повторение того, что работало вчера — или, ещё хуже, утверждение, что решение всех проблем найдено раз и навсегда — сулит опасность, если ситуация изменится. Следовательно, помимо почтения к доставшимся нам в наследство структурам власти необходимо осознание важности творческих преобразований.


Будучи социальными существами, мы соблюдаем правила, чтобы оставаться в трезвом уме и обезопасить себя от лишних рисков, страданий и конфликтов. Однако мы также должны менять правила, если меняются обстоятельства.


В главе 12 Евангелия от Матфея читаем: «Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит?» А в главе 6 Евангелия от Луки говорится, что Христос в субботу исцелил сухорукого со словами: «Что должно делать в субботу? Добро, или зло? Спасти душу, или погубить?» Конфликт между двумя нравственными предписаниями — соблюдением субботы и творением благих дел — это экзистенциальная дилемма человеческой жизни: с одной стороны, необходимо следовать правилам и смиренно делать то же самое, что делают остальные; с другой, слушать голос своей совести, который подсказывает нам правильное решение, когда следовать правилам нельзя. Именно способность найти баланс между этими двумя модальностями является отличительной характеристикой развитой личности — героя.


Правила необходимы, чтобы было возможно мирное сосуществование людей. Творчество и бунтарство необходимы, чтобы было возможно обновление.


Каждое правило когда-то было творческим актом, перечеркнувшим прежние правила. Каждый подлинный творческий акт со временем превращается в полезное правило. Равновесие между устоявшимися институтами и творческими преобразованиями позволяет миру балансировать на тонкой грани между чрезмерным порядком и чрезмерным хаосом. Мы должны ценить и уважать прошлое. В то же время, мы должны корректировать лежащие в основе общества механизмы, когда они дают сбой.




Правило 2: Определите, кем вы могли бы стать, и идите к цели


Люди получают информацию о том, как следует вести себя, разными способами. Например, они наблюдают за другими и имитируют их поведение. Такая имитация — не бездумное подражание. Она требует умения идентифицировать ключевые элементы поведения других людей и копировать их. Когда маленькая девочка играет в дочки-матери, она не копирует в точности каждое движение своей матери, а ведёт себя так, «как если бы» она была матерью. Если спросить девочку, что она делает, то она ответит, что она представляет, будто она — мать. Но если попросить её объяснить, что значит быть матерью, её объяснение будет намного менее красноречивым, чем её действия. Дело в том, что она может воспроизвести больше, чем может сказать — как и все мы. Если вы понаблюдаете за многими маленькими девочками, изображающими матерей, то сможете составить довольно подробное представление о том, что значит быть матерью, даже если никогда в жизни не видели настоящую мать. Если у вас есть литературный талант, вы затем сможете описать ключевые элементы поведения матери и передать это знание другим. Легче всего это сделать в форме истории.


Истории придают структуру нашим мыслям и действиям. Без историй жизнь была бы всепоглощающим хаосом.


Каждая история состоит из двух элементов: неприемлемой изначальной ситуации и более приемлемой конечной. Без этого окончания всё теряет смысл, возникают страх, тревога и страдание. Но поскольку всё со временем меняется, каждая история может потерять актуальность и должна быть заменена новой, более совершенной. Персонаж каждой истории должен подчиняться духу творческого преобразования, который когда-то создал данную историю, а теперь должен переписать её. Вот почему дух всегда превыше догмы, а истина превыше догадок; вот почему Мардук торжествует над силами хаоса, творчество обновляет общество, а Христос нарушает закон субботы. Но важно помнить, что нарушать правила может лишь тот, кто прежде усвоил эти правила, понял их необходимость и руководствуется духом, а не буквой закона.


Стремитесь к чему-то. Поставьте себе самую высокую цель, которую можете представить на данный момент, и идите к ней. Замечайте свои заблуждения и ошибки, признавайте и исправляйте их. Пишите свою историю. Всё имеет значение — и прошлое, и настоящее, и будущее.


Вы должны знать, где вы были прежде, чтобы не повторять своих ошибок. Вы должны знать, где вы сейчас, чтобы провести линию от исходной точки до точки назначения. Вы должны знать, к чему вы идёте, чтобы не погрязнуть в неопределённости и хаосе, не потерять надежду и вдохновение.


Вы предпринимаете путешествие, поэтому ваша карта должна быть точной. С готовностью встречайте всё, что попадается вам на пути жизни, прямой и узкой дороге, ведущей вас по тонкой грани между порядком и хаосом.


Стремитесь к чему-то высокому и благородному. Если со временем вы найдёте лучший путь, меняйте курс. Но будьте бдительны. Иногда сложно отличить смену курса от капитуляции. Если новый путь более труден, то можно быть уверенным, что вы не обманываете и не предаёте самого себя. Такой путь не самый быстрый, но это единственный возможный вариант, учитывая, что со временем цели меняются.


Вы будете постоянно корректировать маршрут на пути к своей точке назначения и высшей ценности, которую можете себе вообразить. Это одновременно движущаяся и удаляющаяся цель. Движущаяся потому что когда вы выбираете цель в первый раз, вам ещё недостаёт мудрости, чтобы сделать правильный выбор. Удаляющаяся потому что как бы близко вы ни подошли к совершенству, перед вами каждый раз будут открываться новые возможности. Дисциплина поможет вам продолжать движение вперёд. Если вы будете настойчивы и вам улыбнётся удача, то вам удастся найти наполненную смыслом и мудростью историю, которая становится лучше с течением времени и дарит вам радость. Вы станете главным героем этой истории, творческим преобразователем, благодетелем для своей семьи и целого общества.




Правило 3: Не скрывайте нежелательное в тумане


Каждая незначительная проблема, с которой вы ежедневно сталкиваетесь в отношениях с вашим партнёром, будет возникать снова в каждый из 15 тысяч дней сорокалетнего брака. Каждый мелкий, но хронический конфликт из-за того, кто должен готовить, мыть посуду, убирать, следить за финансами и так далее будет повторяться снова и снова до тех пор, пока вы его не разрешите. Возможно, вам кажется, что лучше избегать конфликтов и делать вид, что всё в порядке. Но вероятность того, что вы таким образом достигнете желаемого, крайне мала. Это плохая стратегия. Лишь поставив чёткую цель и осознанно двигаясь навстречу ей можно предотвратить катастрофу.


Это значит, что нужно всячески избегать нечестности, особенно нечестности с самим собой. Фрейд считал, что большая часть душевных расстройств вызывается подавлением, которое можно назвать разновидностью самообмана. Психоанализ может многое рассказать о самообмане. Фрейд описал множество родственных явлений, которые назвал защитными механизмами. Среди них: отрицание («всё не так плохо»), формирование реакции («я очень, очень, очень люблю мою мать»), вымещение («начальник кричит на меня, я кричу на жену, жена кричит на ребёнка, ребёнок бьёт кота»), идентификация («раз меня травят, то я тоже буду травить других»), рационализация (выгодное для себя оправдание недостойному поступку), интеллектуализация (любимый приём раннего, невротичного Вуди Аллена), сублимация («я всегда могу рисовать обнажённых женщин») и проекция («это не я раздражительный, это ты надоедливый»). Фрейд был выдающимся знатоком обмана. Тем не менее, он упустил из виду, что бездействие влияет на развитие психических расстройств не в меньшей, а возможно и в большей степени, чем некоторые действия. И это не удивительно. Люди часто думают, что делать что-то плохое хуже, чем не делать чего-то хорошего. Возможно, дело в том, что всегда найдутся хорошие вещи, которых мы не делаем. Тем не менее, есть случаи, когда сознательная слепота имеет более губительные последствия, чем бессознательное подавление чего-то ужасного, но известного. Сознательная слепота имеет место тогда, когда мы имеем возможность узнать что-либо, но отказываемся от поисков из страха обнаружить нечто, что могло бы причинить нам душевные страдания. В политике такое добровольное невежество называется правдоподобным отрицанием. Не лишним будет упомянуть, что подобная слепота часто считается преступлением. Например, если вы исполнительный директор и подозреваете, что ваш бухгалтер фабрикует финансовые данные, но ничего не предпринимаете потому что предпочитаете оставаться в неведении, то будете нести ответственность за своё бездействие.


Отказываться заглядывать под кровать, если у вас есть веские причины считать, что под ней прячется чудовище — это плохая стратегия.


Предположим, что вам настолько страшно, что вы не осмеливаетесь даже признаться себе в том, чего хотите. Осознать свои желания означало бы иметь надежду, а вы уже прежде переживали крушение надежд. У вас есть причины оставаться в неведении. Возможно, вы боитесь, что нет ничего стоящего; что если вы решите, чего хотите, то осознаете и то, как будет выглядеть провал. Вы боитесь, что провал — наиболее вероятный исход. И вы боитесь, что если представите себе провал и затем он случится, то это будет ваша вина. Вы также не позволяете другим узнать, чего вы хотите. Во-первых, если бы они узнали, чего вы хотите, то сказали бы вам, и тогда узнали бы и вы. Во-вторых, если бы они знали, то могли бы лишить вас того, чего вы хотите, и ранили бы вас ещё сильнее.


Туман — это отказ замечать возникающие эмоции и признаваться в них себе самому и окружающим.


Мир полон препятствий и подводных камней — но также и возможностей. Чем больше вы склонны скрывать всё в тумане просто потому что боитесь опасности, которая может в нём таиться, тем труднее будет ваше положение, когда судьба вынудит вас встать лицом к лицу с тем, что вы отказывались замечать. Если вы будете постоянно натыкаться на острые ветви и спотыкаться о камни, то в итоге откажетесь признавать, что туман можно было рассеять светом сознания. Тогда вы станете проклинать человечество, мир и Бога. Лучше узнать правду, рассеять туман и понять, действительно ли в нём скрываются острые объекты, которых вы боитесь, или же они просто плод вашего воображения. Всегда есть риск, что некоторые опасности окажутся реальными. Но лучше, если они будут видны, а не скрыты в тумане, ведь видимой опасности можно по крайней мере частично избежать.




Правило 4: Помните, что там, где ответственность отброшена, кроются возможности


Если вы хотите стать незаменимым на работе (или где угодно ещё), просто начните делать полезные вещи, которых не делает больше никто. Приходите на работу раньше, а уходите позже, чем ваши сослуживцы. Когда вы работаете, действительно работайте, а не просто делайте вид, будто работаете. Узнайте больше о вашей отрасли и конкурентах. Люди заметят и оценят ваши усилия.


Вы можете спросить: «Что если я не справлюсь?». А вы постарайтесь постепенно стать человеком, который справляется. Для начала, попробуйте решить маленькую проблему. Сразитесь с драконом, которого вам под силу победить. Маленький дракон, возможно, и не накопил достаточно золота, но за победу над ним также полагается награда (а вероятность пасть жертвой его зубов или огненного дыхания мала).


Принятие на себя дополнительной ответственности — это шанс стать незаменимым.


Мы черпаем смысл, который придаёт нам сил в жизни, из ответственности. Когда люди оценивают свои достижения, то думают примерно так: «Было непросто, но я сделал это, и оно того стоило». Ценность чего-либо прямо пропорциональна усилиям, необходимым для его достижения.


Как определить, насколько трудным должен быть вызов? Чувство смысла подскажет ответ. Побуждает ли вас то или иное дело двигаться вперёд или внушает страх? Пробуждает ли любопытство или пугает? Заставляет ли забыть о течении времени? Приносит ли пользу вашим близким, а возможно и врагам? Вот что такое ответственность.


Хватайтесь за возможности, которые открываются перед вами в каждое мгновение вашей жизни, и стремитесь изменить что-то к лучшему, невзирая на груз ответственности, несправедливость и жестокость жизни.


Когда вы принимаете вызов, то вступаете в борьбу и учитесь. Это помогает вам расти и становиться тем, кем вы могли бы стать.


Каждый хочет быть счастливым, и это естественно. Большинство положительных эмоций в жизни не связаны с достижениями. Есть простые удовольствия, которые мы испытываем, например, от вкусной еды; и есть более сложные удовольствия, связанные с достижением трудной, но важной цели. Предположим, вы закончили школу. Вы идёте на выпускной и празднуете это событие. Но на следующий день всё заканчивается, и вы сталкиваетесь с новыми проблемами (точно так же, как через несколько часов после еды вы снова испытываете голод). Вы больше не король школы, а первокурсник университета или необстрелянный новичок на рынке труда. Вы оказались в положении Сизифа: вы тяжко трудились, чтобы вкатить валун на вершину, а затем снова очутились у подножья горы. Как и удовольствия, достижение цели приносит положительные эмоции. Но они не длятся долго. Что приносит устойчивые положительные эмоции? Преследование стоящей цели.


Без ответственности нет счастья; без стоящих целей нет положительных эмоций.




Правило 5: Не занимайтесь тем, что вам ненавистно


Если вы хотите быть частью чего-то важного — даже если вы считаете себя всего лишь маленьким винтиком — то не имеете права делать то, что вам ненавистно. Вы должны стоять на своём даже если ваша роль очень мала, бросать вызов лжи, разъедающей дух, и жить аутентичной и искренней жизнью. В противном случае вы останетесь марионеткой, за ниточки которой дёргают тайные демонические силы. И это будет только ваша вина.


Никто не обязан оставаться марионеткой.


Мы не беспомощны. Даже среди развалин можно найти оружие; даже самый ужасный с виду гигант не так силён, как кажется. Поверьте, вам под силу дать отпор и сохранить свою душу — а, может, даже и работу. Если то, чем вы занимаетесь, побуждает вас срывать зло на окружающих; лишает вас мотивации двигаться дальше; заставляет вас презирать себя и весь мир; не позволяет просыпаться в добром расположении духа; внушает вам чувство, что вы предаёте самого себя — быть может, вы игнорируете свой внутренний голос.


Если в вашей работе вам приходится делать то, что внушает вам чувство бессилия, стыда и усталости от жизни, возможно пришло время сказать «нет». Речь не о том случае, когда вы ненавидите свою работу потому что вынуждены рано вставать и тащиться в офис по жаре или холоду, вместо того, чтобы нежиться в кровати; и не о недовольстве из-за того, что вам приходится выполнять грязную работу — убирать мусор, подметать полы или чистить туалеты. Чувство обиды из-за необходимости выполнять подобную работу — это в большинстве случаев просто неблагодарность, нежелание начинать снизу, высокомерие и отсутствие дисциплины. Отказ прислушиваться к голосу совести — совсем не то же самое, что раздражение из-за низкого статуса.


Предавать свою душу значит выполнять заведомо бессмысленную и бесполезную работу, бесчестно обращаться с другими людьми и лгать им, участвовать в мошеннических действиях, закрывать глаза на злоупотребления. Дорога в ад вымощена не столько благими намерениями, сколько мыслями и поступками, которые вызывают у вас угрызения совести.




Правило 6: Отвергните идеологию


Те, кто верит в популярные «измы» современного мира — консерватизм, социализм, феминизм, постмодернизм, энвайронментализм — поклоняются узкому кругу богов. Эти боги — это аксиомы или базовые верования, которые должны быть приняты a priori, без доказательств; лишь при этом условии можно принять соответствующую систему верований. Когда система верований проецируется на мир, создаётся иллюзия знания. Механизм возникновения «изма» довольно прост на начальных стадиях, но становится замысловатым на стадии его применения и подавления продуктивного мышления. Идеолог начинает с того, что выбирает несколько абстракций, за которым скрываются большие фрагменты жизни. Например: «экономика», «нация», «окружающая среда», «патриархия», «народ», «богатые», «бедняки», «угнетённые» и «угнетатели». Эти термины помогают упростить чрезвычайно сложные явления. Например, есть много причин, почему люди бедны. Недостаток денег — лишь верхушка айсберга. Недостаток образования; неполные семьи; районы с высоким уровнем преступности; злоупотребление наркотиками; коррупция; психические расстройства; отсутствие плана жизни; недостаток усердия; неблагоприятное географическое положение; смена экономического ландшафта и последующее исчезновение некоторых профессий; тенденция к тому, что богатые богатеют, а бедные беднеют; отсутствие предпринимательских и творческих способностей; недостаток поддержки — вот лишь некоторые из множества проблем, которые ведут к бедности; решение (если оно вообще существует) в каждом случае разное.


Все подобные проблемы требуют тщательного анализа и разработки нескольких потенциальных решений. Но к серьёзным социальным проблемам редко подходят систематически, а разработанные решения редко приносят желаемый результат. Вот почему намного легче упростить проблему и назначить виновного. Разделив мир на крупные, недифференциированные фрагменты, описав главные проблемы и определив виновных, теоретик «изма» придумывает узкий круг причин, которые затем использует для объяснения всех проблем, игнорируя все остальные причины, имеющие равное или даже более важное значение. Далее он создаёт теорию о том, что каждое явление, каким бы сложным оно ни было, может быть выведено из его новой системы.


Ресентимент — сочетание злости и обиды — имеет место, когда вина за неудачи отдельного человека возлагается одновременно на систему, в рамках которой случилась неудача, и на людей, которые добились успеха в рамках этой системы. Система тогда объявляется несправедливой, а успешные люди — злостными эксплуататорами, незаслуженными выгодоприобретателями и эгоистичными приспешниками системы. Как только логическая связь оказывается установлена, нападки на успешных людей становятся оправданными попытками восстановить справедливость, а не проявлениями зависти.


Жертвы, на стороне которых стоят идеологи, всегда невинные, а виновники всегда являются олицетворением зла. Идеолог же преподносит самого себя как орудие возмездия и защитника угнетённых.


Встать на путь ресентимента означает обозлиться на весь мир. Это неизбежное следствие привычки искать причину неудач вовне, а не в себе. Если во всех бедах мира обвиняется богатство, то врагом становятся богачи; если власть — причиной всех страданий объявляются власть имущие; если маскулинность — мужчины подвергаются нападкам и поношению. Такой взгляд на мир — коварная ловушка. Как только источник зла найден, обязанностью праведных становится его устранение. Следствие — паранойя и мания преследования. Мир, в котором только вы и ваши единомышленники стоят на стороне добра — это мир, в котором вы окружены врагами, желающими вас уничтожить.


С нравственной точки зрения, намного разумнее искать причины зол мира в самом себе. Вы сможете намного яснее увидеть, кто есть кто и кто виноват, как только начнёте замечать бревно в своём глазу вместо соринки в глазу брата своего.


Взять на себя грехи мира — и принять ответственность за то, что зло по-прежнему совершается — это часть пути героя и мессии.


Как и Бог, идеология мертва. Кровавые конфликты двадцатого века убили её. Пора и нам отказаться от идеологии и начать решать более мелкие и чётко очерченные проблемы. Будьте скромнее. Сделайте уброку в своей комнате. Позаботьтесь о своей семье. Прислушайтесь к голосу своей совести. Приведите свою жизнь в порядок. Найдите себе интересное, полезное дело и занимайтесь им. Когда всё это будет сделано, найдите более серьёзную проблему и попытайтесь её решить. Если справитесь, поставьте себе ещё более амбициозную цель.




Правило 7: Трудитесь как можно усерднее над достижением хотя бы одной цели и посмотрите, что из этого получится


«Дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Точно так же человек, которому не хватает целостности, не сможет преодолеть препятствие и потеряет равновесие. Прежде чем встать на ноги, он скорее всего станет жертвой одной или нескольких частей своей личности. Гнев, тревога и боль постоянно грозят захватить над нами власть, когда мы теряем контроль над собой. Это хорошо видно на примере двухлетнего ребёнка, впавшего в истерику. Он временно утратил контроль, архаический гнев подавил ещё не развитую личность ребёнка и захватил власть над его умом и поведением. Это печальное зрелище — поражение по-прежнему хрупкого эго.


Недостаток целостности может проявляться в усилении страданий и тревоги, потере мотивации, неспособности испытывать удовольствие и нерешительности. Неспособность сделать выбор между десятью вещами, пусть даже желаемыми, означает мучиться из-за них всех. Без чётко поставленных и не противоречащих друг другу целей очень трудно рассчитывать на положительный настрой в жизни. Чёткие цели помогают сделать мир проще, а также снижают неопределённость, тревогу, стыд и стресс.


Человек, которому недостаёт целостности, двигается без цели.


Непостоянство и отсутствие цели очень скоро перерастают в беспомощность и депрессию. А для организма депрессия, при которой в обилии выделяется гормон стресса кортизол, означает ускоренное старение.


Социальные последствия не менее серьёзны, чем биологические. Несобранный человек падает духом при первом же намёке на неудачу. Он никогда не бывает удовлетворён, так как не может получить то, чего хочет; а не может получить то, чего хочет, потому что не в состоянии сделать выбор. Человека, который пребывает в конфликте с самим собой, легко сбить с пути. Чтобы двигаться вперёд, необходимо быть организованным и нацеленным на одну конкретную вещь.


Выберите направление и поставьте цель. Это важная часть процесса взросления.


Если вы ни к чему не стремитесь, то страдаете от всего. Если вы ни к чему не стремитесь, то вам некуда идти, нечем заняться. В вашей жизни нет ценностей, так как ценности подразумевают иерархию и жертвование низшим в пользу высшего.


Если вы приложите все усилия для достижения одной цели, вы преобразитесь. Вы станете единым целым вместо шумной толпы, которой были прежде.




Правило 8: Сделайте одну комнату настолько красивой, насколько это возможно


Сделать что-либо красивым нелегко, но это стоит усилий. Как только вы сделаете что-либо — хотя бы одну вещь — красивой в своей жизни, то установите связь с красотой, после чего сможете распространить эту связь и на другие составляющие своей жизни. Эта связь — связь со священным, с бессмертием детства и истинным величием бытия, которое вы перестали замечать.


Купите произведение искусства, которое вам по душе. Если это творение настоящего художника, то оно наполнит и преобразит вашу жизнь. Подлинное произведение искусства — это окно в вечность. Вы нуждаетесь в нём потому что вы смертны и ограничены из-за своего невежества. Без связи с вечностью у вас не будет сил преовозмочь тяготы жизни.


Вы нуждаетесь в связи с чем-то большим так же, как оказавшийся за бортом человек нуждается в спасательном круге. Один из способов установить эту связь — привнести красоту в свою жизнь.


Мы должны перестать считать искусство излишеством и роскошью. Искусство — это краеугольный камень, общий знаменатель культуры. Сказано: «Не хлебом единым жив человек» (От Матфея 4:4). И это очень верно. Мы живём красотой, литературой, искусством. Невозможно жить без связи с божественным — а красота принадлежит божественному — ведь без неё жизнь становится унылой и грустной.


Красота возвращает нас к тому, что мы утратили. Красота напоминает нам о том, что не подвластно цинизму. Красота манит нас и заставляет сосредоточиться на своей цели. Красота напоминает о том, что есть большие и меньшие ценности. Есть много вещей, которые делают жизнь стоящей того, чтобы жить: любовь, игры, благодарность, смелость, работа, дружба, истина, надежда, добродетель, ответственность. Красота занимает среди них особое место.




Правило 9: Если воспоминания о прошлом всё ещё не дают вам покоя, запишите их как можно подробнее


Допустим, вы совершили в прошлом нечто ужасное. Предали или ранили кого-то, нанесли ущерб чьей-то репутации своими сплетнями, приписали себе чужие заслуги, обокрали или обманули кого-то. А может, вы стали жертвой подобных поступков. В обоих случаях сами события и связанные с ними воспоминания пробуждают страх, стыд и чувство вины.


В первом случае, вы предали себя. Вы пренебрегли долгосрочной перспективой и получили по заслугам. Теперь никто не хочет иметь с вами дела. Во втором, с вами обошлись жестоко. Страдаете ли вы из-за того, что предали самого себя, или из-за того, что вам причинил боль кто-то другой, — вы не хотите пережить это снова.


Если ваши воспоминания наполнены страхом и стыдом, это значит, что вы провалились (или вас столкнули) в яму. Это плохо. Что ещё хуже, вы не знаете почему. Возможно, вы чрезмерно доверились другому человеку. Возможно, вы были слишком наивны и недальновидны. Возможно, вы стали жертвой агрессии. Для эмоциональных систем, сформировавшихся в процессе эволюции, не имеет значения, столкнул ли вас кто-то или вы провалились сами. Для них важно только одно: чтобы ошибка не повторилась.


Мы должны учиться на своих прошлых ошибках — или бесконечно переживать в воображении одни и те же ужасы.


Зачастую люди не столько подавляют воспоминания об ужасных вещах, произошедших с ними, сколько отказываются размышлять над ними, предпочитая занимать свой ум чем-нибудь другим. Иногда пережившие травму люди неспособны осмыслить, что с ними произошло. Например, дети, пережившие насилие, ещё не в состоянии понять полный спектр человеческих мотивов и поэтому не понимают, почему кто-то может захотеть причинить им страдания. Понять подобные вещи трудно даже взрослым. Но это не имеет значения. Как отказ, так и неспособность понять оставляют по себе неисследованную и полную опасностей область. Травмирующее событие не может быть забыто, если оно не было осмыслено.


Чтобы не заблудиться, мы должны знать, где мы и куда мы идём. На жизненном пути мы сталкиваемся с многочисленными успехами и препятствиями. Успехи придают нам сил и уверенности в себе. Препятствия и неудачи, наоборот, внушают нам тревогу и причиняют боль. Они свидетельствуют о том, что мы не до конца понимаем, где мы были, где мы сейчас и куда мы идём.

Мы должны вспоминать пережитое и извлекать из него уроки. Иначе мы навсегда останемся в прошлом, мучимые совестью и воспоминаниями. Мы должны либо вспоминать, либо страдать соразмерно своему невежеству и эскапизму. Мы должны хвататься за каждую упущенную возможность.


Нельзя избегать обязанности сделать потенциальное актуальным. Если мы оставляем дело несделанным, то расплачиваемся за это неспособностью забыть.


Упорядочивать хаос — наша судьба. Если мы не привели в порядок своё прошлое, его хаос будет преследовать нас. В болезненных воспоминаниях содержится важная информация. Как будто часть нашей личности всё ещё остаётся скрытой. Травматический опыт, который по-прежнему не смыслен, указывает на то, что в карте, которая ведёт нас по жизни, не хватает чего-то важного. У нас есть все основания избегать горькой правды. Но осмысленение произошедшего лишь укрепит нас. Если вас по-прежнему мучат воспоминания о прошлом, значит в них содержится возможность — возможность, которая может стать вашим спасением.




Правило 10: Усердно трудитесь над поддержанием элемента романтики в ваших отношениях


Допустим, вы женаты. Допустим, вы проводите время в романтической обстановке два раза в неделю. Это сто раз в год. Предположим, вы будете женаты на протяжении ещё тридцати лет. Сто помножить на тридцать равняется три тысячи. Почему бы не посвятить часть этого времени усовершенствованию своих навыков общения и занятия любовью? И какое это имеет значение, если у вас будет 15 ужасных свиданий прежде чем выдастся одно сносное? Это всего 15 из 3000, то есть полпроцента. Кто сказал, что брак можно сохранить без постоянной практики и труда?


Каждый человек — это непостижимая тайна. Приложив должные усилия, вы сможете заново обнаружить в выбранном человеке достаточно остаточной тайны, чтобы возродить атмосферу того момента, когда вы впервые встретились, и увидеть, какой могла бы быть жизнь, если бы вы были лучшей версией самого себя.


Именно это случается, когда люди находятся во власти любви. На некоторое время обое становятся лучше, чем были прежде, но затем волшебство испаряется. Этот опыт изначально преподносится как дар, но чтобы сохранить его требуются огромные усилия.


Вот несколько практических советов. Может показаться, что они имеют мало общего с романтикой, однако они крайне важны, так как мы утратили традиционные гендерные роли, но не подобрали ничего взамен. До изобретения противозачаточных средств мужчины занимались мужскими делами, а женщины — женскими. Традиционные роли намного важнее, чем думают современные люди, склонные преувеличивать важность свободы выбора. В более стабильном обществе каждый знает свои обязанности. Это не предовтращает конфликты (ничто не предовтращает конфликты), но по крайней мере предоставляет шаблон.


Если шаблона нет, то вам придётся обо всём спорить — или договариваться, если вы это умеете. Но очень немногие люди умеют договариваться.


Чья карьера будет на первом месте? Кто будет отвечать за воспитание и обучение детей? Кто будет убирать? Накрывать на стол? Выносить мусор? Чистить ванную? Следить за банковскими счетами? Ходить за покупками? И так далее. Большая часть жизни состоит из повседневных дел. Вы либо договоритесь о каждом из этих двухсот с лишним дел, либо будете ссориться вечно. А это не сулит ничего хорошего для романтики.


Следующее, что вы должны сделать — это начать говорить с партнёром как минимум полтора часа в неделю о практических и личных вопросах. «Как дела на работе?», «Как дела у детей?», «Что нужно сделать по дому?», «Беспокоит ли тебя что-то?». У вас есть своя история, у вашего партнёра есть своя. Чтобы узнать истории друг друга, нужно их услышать. Важно, чтобы обмен информацией был постоянным. Не обязательно должно быть полтора часа за один раз. Можно, например, выделять по 15 минут в день. Если вы опускаетесь ниже отметки в полтора часа, то начинаете отставать, и ваша совместная история начинает разваливаться. В определённый момент отставание становится настолько большим, что вы перестаёте знать что-либо не только о своём партнёре, но и о самом себе. Тогда возникает взаимное отчуждение.


Нет смысла говорить непосредственно о романтике. Романтика — это игра. Для игры необходим мир, а для мира необходимы переговоры. Если представился шанс поиграть, считайте, что вам повезло.




Правило 11: Не позволяйте себе стать озлобленным, лживым и надменным


У вас есть все основания быть озлобленным, лживым и надменным. В жизни мы сталкиваемся с ужасными силами хаоса, и иногда они берут верх. Тревога, сомнения, стыд, боль, болезни, угрызения совести, горе, разочарование, разбитые мечты, предательство, старость и смерть — как тут не озлобиться и не возненавидеть всех и вся?


Чтобы противостоять злу, необходимо знать, с чем вы имеете дело, и осознавать собственную тягу к злу.


Почему люди впадают в озлобленность, этот гибрид ярости и жалости к самому себе, отмеченный примесью нарциссизма и жажды мести? Вы можете быть озлоблены из-за того, что природа против вас; из-за того, что вы стали жертвой тирании культуры; из-за собственного недружелюбия и недружелюбия других людей. Это не значит, что ваша озлобленность оправданна, но она понятна. Всё это очень серьёзные экзистенциальные проблемы. Настолько серьёзные, что следовало бы спросить не «Почему вы озлоблены?», а «Почему все вокруг не озлоблены?». На вас действуют мощные и часто враждебные надличностные силы. Природа постоянно стремится погубить вас миллионом разных способов. Кроме того, есть ещё тирания социального порядка, которая превратила вас в псевдоцивилизованное, полунепригодное существо, одновременно лишив изрядной доли жизненной силы. Как не почувствовать себя жертвой и не стать озлобленным в таких условиях? Жизнь жестока.


Неприятные вещи, которые происходят и будут происходить с вами — это часть жизни. Но они совершенно произвольны. Вы можете сказать: «Это едва ли может служить утешением». Однако осознание элемента случайности помогает противодействовать склонности принимать всё на свой счёт. А это, в свою очередь, помогает предотвратить эгоистическую озлобленность. Более того, очень полезно понимать, что любой отрицательный аспект человеческой жизни уравновешивается положительным.


Если вы искренне и отважно противостоите страданиям и агрессии, то становитесь сильнее, а мир становится более приятным местом.


Что касается обмана, то у него есть две главные разновидности: уже совершённые поступки, неправильность которых вы осознаёте; и поступки, которые вы должны совершить, но не делаете этого. Возможно, ваш бизнес-партнёр нечист на руку, но вы решаете не проводить аудит; или же вы позволяете проступку сойти с рук вашего ребёнка или партнёра.


Что стоит за этими видами обмана? Мы лжём в открытую, чтобы облегчить себе жизнь, невзирая на последствия для других людей; мы пытаемся склонить чашу весов в свою пользу и получить преимущество. Мы избегаем надлежащего поступка в надежде, что проблема исчезнет сама собой; мы жертвуем будущим ради настоящего. Часто мы расплачиваемся за это угрызениями совести, но упорно продолжаем делать своё.


Как люди оправдывают искажение действительности в ущерб другим или даже будущим себе? Это неразрывно связано с озлобленностью. Озлобленный человек оправдывает ложь тем, что от ужасов мира страдает исключительно он. Но чтобы понять, почему мы лжём, мы должны принять в расчёт надменность.


Есть грех, который Христос довольно пространно описывает следующим образом: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (От Матфея 12:32). Апостол Павел, один из основателей христианства, проливает свет на эти слова, отождествляя Святой Дух с совестью: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (К Римлянам 9:1). Совесть — способ сообщить эго о нравственности или безнравственности поступка.


Обман — это сознательный отказ подчиняться голосу своей совести. Ответственности за это избежать не удастся.


Когда вы лжёте постоянно, то создаёте механизм, аналогичным тому, который стоит за наркотической зависимостью. Успешная ложь приносит удовлетворение. Если риск высок, но вас не выводят на чистую воду, удовлетворение растёт. Это укрепляет нейронный механизм в мозгу. Со временем этот механизм становится автоматическим, и человек начинает обманывать с уверенностью, что избежит ответственности. Это особенно опасно в случаях, когда вы могли бы узнать правду, но не предпочитаете этого делать. Это надменная уверенность в том, что вы знаете достаточно — несмотря на накапливающиеся доказательства в виде страданий, вина на которые однако мгновенно возлагается на несправедливость мира и Бога.




Правило 12: Будьте благодарны вопреки страданиям


Люди способны превозмогать страдания и улучшать свою жизнь. Если вы отважно противостоите трудностям, это предоставляет вам ощущение цели, которое служит противоядием от страданий. Добровольный взгляд в бездну говорит о том, что вы готовы встретить проблемы лицом к лицу и принять ответственность.


Польза этого смелого поступка не ограничивается психологической плоскостью. Если вы поступаете благородно перед лицом страданий, то получаете возможность улучшить свою судьбу и судьбу других людей. Вы можете сделать мир лучше. Легко быть оптимистичным и наивным. Но наивный оптимизм очень быстро подрывается, а его место занимает цинизм.


Пристально вглядываясь в бездну, мы обнаруживаем неугасимый свет. Это не только становится неожиданностью, но и приносит облегчение.


То же самое касается благодарности. Невозможно быть в полной мере благодарным за то, что у вас есть, и за горести, которые не выпали на вашу долю, до тех пор, пока вы не осознаете все ужасы жизни. Вы можете спросить: «С какой стати мне вглядываться во тьму?» Но людей притягивает зло. Мы смотрим фильмы о серийных убийцах, психопатах, мафиози, преступных группировках, насильниках, наёмных убийцах и шпионах. Мы добровольно пугаем себя фильмами ужасов и триллерами. Это не просто праздное любопытство. Это помогает нам осознать своё место между полюсами добра и зла. Данное понимание играет важную роль. Оно защищает нас. Если вы не понимаете зла, то беззащитны против него. Когда вы встречаете на своём пути недоброжелателя, его власть над вами прямо пропорциональна вашему нежеланию или неспособности понять его мотивы.


Велик соблазн стать озлобленным. Необходимо приложить сознательные моральные усилия, чтобы не встать на этот путь. Но прежде всего нужно перестать быть наивным. Благодарность наивного человека основана на невежестве и неопытности. Это не добродетель. Если вы смотрите на мир трезво, всегда есть риск стать озлобленным. Нужно иметь смелость сказать себе: «Нет, это не мой путь. Несмотря на все трудности, я буду трудиться на благо мира».



©Jordan Peterson



Оригинал можно почитать тут.

318 просмотров0 комментариев
bottom of page