top of page
Фото автораПарантеза

Уильям Пауэрс: Гамлет и его BlackBerry. Практические советы философов на каждый день


Параллельно с ускорением ритма жизни, углублением глобализации, ростом городов и развитием технологий всё большую популярность приобретают альтернативные подходы: медленное движение, дауншифтинг, слоуфуд, локаворство, крафтовая продукция и многие другие. Продолжая это направление, американский журналист Уильям Пауэрс предлагает способы бегства из цифрового мира, основанные на идеях ключевых исторических фигур.



До сих пор мы стремились быть на связи всегда и везде. Для большинства из нас это не было сознательным выбором. Мы даже не осознавали, что у нас есть выбор. Но выбор был и по-прежнему есть. А поскольку наше взаимодействие с гаджетами — это вопрос личного выбора, то перед нами философская проблема, проблема идей и принципов, руководящих нашей жизнью. Если мы будем продолжать в том же духе, то со временем издержки этого образа жизни перевесят его выгоды. Следовательно, мы должны принять на вооружение новые идеи, которые позволят нам жить более осознанной и полной жизнью.


Как только я устанавливаю дистанцию между мной и экранами моих гаджетов, происходит нечто прекрасное. У меня появляется время, чтобы осмыслить свою жизнь в цифровом пространстве и информацию, которую я из него черпаю. Такие перерывы также позволяют спроецировать сознание на окружающий мир. Я — это не только мозг, глаза и пальцы. Я — человек, наделённый физическим телом, которое движется в пространстве и времени. Позволяя экранам гаджетов доминировать, мы отвергаем остальную часть своей жизни, тем самым лишая себя возможности быть полноценной личностью. Это отражается на нашей деятельности: работе, учёбе, госслужбе. Мы начинаем жить более бедной жизнью и даём меньше от себя. Как следствие, мир вокруг нас тоже становится беднее.


Пришло время восполнить утраченное и вернуть себе, пользуясь словами технического консультанта компании Google Эрика Шмидта, «всё, что есть человеческого в нас».


Наша проблема стара, как сама цивилизация. По мере развития средств связи нас начинает окружать всё больше людей, а жизнь становится более суетливой. Тогда неизбежно возникают вопросы, которые многие задают себе сегодня: почему у меня не остаётся времени, чтобы подумать? Почему я постоянно чувствую себя сбитым с толку и тревожным без причины? Где заканчиваются другие и начинаюсь я? Как влияют на нас новые технологии и что можно с этим поделать?


Прежде всего, необходимо найти баланс между пребыванием на связи и пребыванием наедине, толпой и самим собой, внешней и внутренней жизнью.


Ниже — краткий перечень идей известных философов, а также конкретные советы о том, как воплотить эти идеи уже сегодня. Это рекомендации, а не предписания. У каждого свои обстоятельства, и нет единого верного пути. Цель этого перечня — помочь каждому выработать собственные стратегии. Осознанность — это уже полдела. Любое усилие, каким бы малым оно ни было, — это шаг вперёд.



ПЛАТОН

Принцип: дистанция



В диалогах Платона Сократ и его собеседники сбегают от суеты Афин, отправляясь на прогулку. Физическое расстояние — древнейший метод сбежать от толпы. В определённом смысле, сегодня намного труднее вырваться за пределы «стен» повседневной жизни, ведь мы постоянно на связи. Мест, где можно действительно побыть наедине, осталось крайне мало. Но, с другой стороны, современному человеку легче. Просто отправьтесь на прогулку, оставив гаджеты дома — вот вам и дистанция.


Почему это до сих пор не стало распространённой практикой? Потому что всегда брать с собой телефон кажется не только безвредным, но и разумным. Мы привыкли считать, что выходить из дому без телефона опасно, как будто мы не в состоянии сами о себе позаботиться. К тому же приятно иметь при себе своего цифрового друга.


Однако это меняет впечатление от прогулки незаметным на первый взгляд, но коренным образом. Смартфон даёт нам чувство безопасности и удобства, но также лишает нас возможности побыть наедине. Смартфон — это ментальный поводок. Но мы настолько привыкли к этому поводку, что не можем представить себе жизнь без него.


Чтобы получить современный аналог древнего расстояния и вместе с ним преимущества, которые оно обеспечивает, гаджеты должны быть вне досягаемости. Просто положите телефон в ящик и выйдите из дому. Ничего страшного не произойдёт, но зато может произойти что-то хорошее. Прогулка наедине, возможно, и не принесёт вам откровения, но наверняка подарит новое ощущение внутренней свободы. Когда вы шагаете по улице и видите, что все остальные склонились над экранами телефонов, в то время как вы идёте, расправив плечи, это придаёт сил.


Любой выход из дома, даже обычный поход в магазин, может превратиться в крошечный побег, если у вас с собой нет телефона. Также можете попробовать продвинутую версию: выезд за город. Установите автоответчик, оставьте все средства связи дома, выберите пункт назначения, захватите друга и совершите побег из цифрового мира. Если в вашем отеле будет экран, держитесь от него подальше.



СЕНЕКА

Принцип: внутреннее равновесие



Когда физическое расстояние было недостижимым, Сенека искал внутреннего равновесия. Он концентрировался на одной мысли или одном человеке, оставляя за скобками всё остальное. В наше время умение отгораживаться от толпы ещё полезнее, а возможностей для его применения ещё больше. Самый простой способ — найти друга или члена семьи и просто поговорить. Всё, что нужно — это сосредоточенная, непрерываемая беседа без вмешательства экранов. Эта рекомендация настолько проста, что звучит смешно. Но говорим ли мы друг с другом по-настоящему? Если ваш собеседник держит в руках гаджет, мягко попросите отложить его в сторону. Тем самым вы скажете ему: я хочу побыть только с тобой. Сегодня такое нечасто услышишь.


Ещё один эффективный способ — любая ручная работа: рубка дров, вязание, готовка, ремонт машины или велосипеда.


Минимизировать суету можно и прямо на экране. Этот способ не принесёт вам внутреннего равновесия, которое можно обрести в режиме оффлайн, но всё же будет полезным. Сколько интернет-страниц и прочих окон открыто на вашем компьютере прямо сейчас? Имеете ли вы привычку одновременно делать покупки, обмениваться сообщениями, писать электронные письма, смотреть видео и играть в игры? Если да, то попробуйте ограничиться одним занятием. И не пользуйтесь компьютером одновременно с тем, как ведёте переписку по телефону.


Ещё одна стратегия для сокращения времени, проводимого онлайн — начать использовать в качестве поисковых систем других людей. Вместо того, чтобы постоянно читать новости, позвольте своим друзьям и родным рассказать вам о последних событиях. Это намного приятнее, чем узнавать о происходящем от незнакомого вам человека.


Мы почему-то считаем, что цель соцсетей — приобрести как можно больше друзей и контактов, объединив всех, кого мы знаем, одним виртуальным пространством. Как следствие, бывший одноклассник из начальной школы, которого мы едва помним, получает возможность обмениваться сплетнями с нашими нынешними коллегами. Великолепно.


Когда интернет ещё был в новинку, каждый стремился использовать его возможности по максимуму и постоянно расширять свой круг общения. Сегодня, когда большая часть человечества подключена к сети, имеет смысл поступать противоположным образом. Старайтесь фильтровать толпу.



ГУТЕНБЕРГ

Принцип: технологии для интроспекции



Гутенберг сделал один из лучших инструментов для интроспекции — книгу — доступной широкому кругу людей. Способны ли нынешние изобретатели провернуть аналогичный трюк с современными устройствами? Потребность в интроспекции сейчас сильна как никогда. Однако сегодня технологии развиваются в противоположном направлении — в направлении увеличения количества связей и всё больших толп.

Даже электронная книга устроена таким образом, чтобы перенаправлять акт чтения вовне. Встроенные браузер и почтовый клиент препятствуют интроспекции. Действительно ли мы хотим, чтобы чтение книг было наполнено такой же суетой, как и остальная наша жизнь?


Принцип Гутенберга можно применить ко многим цифровым устройствам, в том числе и к ноутбукам. Когда я хочу поработать, ни на что не отвлекаясь, я отключаю WiFi, тем самым превращая компьютер в оффлайн-инструмент. В цифровые технологии должна быть заложена идея о том, что иногда полезно быть в режиме оффлайн. Было бы неплохо иметь кнопку, позволяющую пользователю легко переключаться между двумя режимами. Сегодня, как и в XV веке, каждый нуждается во времени наедине. Технологии должны обслуживать эту потребность.



ШЕКСПИР

Принцип: традиционные средства для снижения перегрузки



С изобретением книгопечатания люди не перестали писать от руки. Как раз наоборот. Старые средства — эффективный способ снижения информационной перегрузки, вызванной новыми средствами. Старые технологии и сегодня помогают заземлить суетливый ум.


Лучший пример — бумага. Футуристы ещё с середины XX века предсказывают ей неизбежный конец. Но этого до сих пор не произошло, потому что бумага — это по-прежнему полезный инструмент. Более того, сегодня она становится важнее, так как предоставляет именно то, в чем все мы нуждаемся — возможность побыть в режиме оффлайн. Читайте бумажные книги. Начните вести дневник или просто записывайте мысли в обычный блокнот. Подпишитесь на журнал. В мире многозадачности, где концентрация на одном деле становится всё более редким явлением, оффлайновость бумаги — это преимущество. Когда вы держите в руках красивый лист бумаги, мир останавливается, а вместе с ним и ваш ум.


Самые новые инструменты — не всегда лучшие средства для той или иной задачи. Кроме того, старые инструменты интереснее. По мере того, как виртуальная жизнь всё больше давит на нас, материальные объекты парадоксальным образом начинают казаться лёгкими и привлекательными. Виниловые пластинки не только имеют лучшее звучание, их также приятно держать в руках и разглядывать. Шашки, домино и настольные игры также позволяют весело провести время.



ФРАНКЛИН

Принцип: положительные ритуалы



Бен Франклин стремился к нравственному совершенству, но мы можем стремиться к более скромным целям — например, ясности ума и безмятежности. Вместо того, чтобы просто стремиться сократить экранное время, установите конкретные временные ограничения и введите вознаграждения. Когда заряд батареи ноутбука на исходе, намного легче сконцентрироваться на деле. Этот факт можно превратить в ритуал. Пообещайте себе закончить работу до определённого срока и вознаградите себя, если вам это удалось. Так вы сделаете больше дел, сократите количество времени, проведённого онлайн, и будете за это вознаграждены.


Ритуалы, направленные на снижение зависимости от цифровых устройств, не обязательно должны быть связаны с гаджетами. Они могут касаться лишь положительных альтернатив. Если вы проводите слишком много времени перед экраном по вечерам, поставьте себе цель половину этого времени заниматься чем-то другим — проводите больше времени с супрогой/супругом, изучайте созвездия с ребёнком или запишитесь на курс итальянской кухни. Фокусируйтесь на времени, которое требуется для нового начинания, а не на времени, которое вы отнимаете у нынешнего занятия. Спору нет, это лишь ментальные уловки, но они служат благой цели — помочь нам преодолеть негативные привычки ума.



ТОРО

Принцип: уолденовские зоны



Живя в шумном XIX веке, относительно недалеко от городской суеты, Торо создал зону простоты и безмятежности. Любой современный дом можно организовать таким образом, что он служил той же цели. Подобные пространства не всегда подразумевают тишину и созерцание, ведь это значило бы, что проводить время оффлайн — скучно. Дети в первую очередь должны усвоить, что интересные вещи происходят не только на экране. Если у вас уже есть тихая уолденовская зона, попробуйте уравновесить её шумной. И та, и другая может быть во дворе. В конце-концов, проект Торо тоже был экспериментом на заднем дворе. Любой двор можно превратить в убежище, свободное от цифровых устройств, где главное действующее лицо — это сама природа. Идеальная уолденовская зона — это дом на дереве.


Уже сегодня уолденовские зоны можно встретить в общественных местах. Один из примеров — «тихие» вагоны в поездах. В театрах, музеях и некоторых ресторанах клиентов просят отключать телефоны. Но все эти примеры касаются скорее звука, а не экранов.


Каким будет следующий шаг? Кофейни без доступа к интернету? Фитнес-клубы без телевизоров? А, может быть, подпольные места для побега от цифровых технологий, устроенные по образцу спикизи времён сухого закона?



МАКЛЮЭН

Принцип: снижение температуры внутреннего термостата



Маклюэн утверждал, что даже несмотря на то, что мы живём в насыщенном электронном мире, каждый из нас может регулировать степень своего взаимодействия с ним. Изучите свою жизнь и найдите собственные пути побега. Один мой знакомый сократил количество времени, проводимого онлайн, отказавшись от смартфона и вернувшись к кнопоному телефону, тем самым ликвидировав доступ к интернету и электронной почте.


Наши попытки вырваться из хаоса цифровой жизни не должны быть отчаянными. Можно превратить их в некое подобие игры. На следующих выходных перед тем, как отправиться в поездку, «случайно» забудьте телефон дома, и посмотрите, как люди отреагируют, когда не смогут с вами связаться. Устройте оффлайн-вечеринку, конфискуя все гаджеты при входе. В супермаркете, куда мы с семьёй обычно ходим за покупками, везде установлены экраны, по которым без перерыва показывают рекламу. Порой, когда никто не видит, я протягиваю руку и отключаю один из них.


Маклюэн писал о технологиях, а не о контенте. Но выбор контента не менее важен. Чрезмерная вовлечённость ума в события окружающего мира на протяжении дня негативно отражается на нас. Один из способов утихомирить ум — следить за местными СМИ. Вместо того, чтобы постоянно интересоваться отдалёнными событиями, возьмите за привычку проявлять интерес к тому, что происходит вокруг вас. Слушайте местные радиостанции. Покупайте местную газету. Сплетничайте с соседом. Локаворство, то есть употребление только произведённых неподалёку продуктов, должно иметь свой цифровой аналог. Променяйте глобальную деревню на настоящую, даже если этой деревней будет квартал крупного города.



©William Powers



Оригинал можно почитать тут.

323 просмотра0 комментариев

Comments


bottom of page