Парантеза
6 февр. 2021 г.5 мин.
Пост обновлен 29 окт. 2022 г.
Джеймс Хиллман обучался юнгианскому анализу в Цюрихе и на протяжении десяти лет был директором Института К. Г. Юнга, откуда его выгнали за связь с пациенткой, а вернувшись в США, основал движение архетипической психологии и стал главным критиком традиционной психотерапии. Его ключевые тезисы — в новом выпуске «Обовсём».
«Современная психология приводит меня в бешенство своей бессмысленностью и упрощенческим представлением о человеческой жизни. Согласно ей, у человека нет никаких причин быть в этом мире. С точки зрения астрономии, настоящее положение дел обусловлено последствиями Большого взрыва, который произошёл миллиарды лет назад и привёл к возникновению жизни — и в конечном счёте человека. С точки зрения социологии, человек — продукт среды, класса, расы, пола, экономических условий. Получается, что отдельный человек — лишь случайность, следствие. Быть результатом прошлых обстоятельств значит быть жертвой этих обстоятельств. А значит, нет никакого более глубокого смысла быть здесь и сейчас».
«Теория психотерапии делает любую проблему субъективной, внутренней. Но источник проблем не только в самих людях — он также в окружающей среде, в городах, в экономике, в расизме, в архитектуре, в школьной системе, в капитализме, в эксплуатации и многих других вещах».
«Психические расстройства можно диагностировать не только у отдельных пациентов, но и у целого общества, а также зданий, пищи, освещения, комнат, мебели, улиц, мостов, окружающей среды. Есть страдающие анорексией здания — высокие и тонкие, покрытые стеклом снаружи и абсолютно пустые внутри. Есть параноидальные банки, в которых всё отгорожено, а вход напичкан системами безопасности, и нужно подняться на третий этаж, прежде чем встретить живого человека. Другими словами, болезни, которые мы приписываем исключительно людям, присутствуют и в окружающем нас мире».
«Психе присутствует всюду, за исключением психологии. Мне кажется, что „логия“ в психологии олицетворяет собой настойчивое стремление искоренить прежние представления о психе. Большинство народов — кроме западных — верят, что душа вездесуща. Они верят, что деревья, камни и реки живые, и что с ними можно устанавливать связь, чувствовать их, учиться у них. Но этой вере нет места в современной университетской психологии. Мы клеймим это как паганизм или анимизм».
«Принято считать, что существует реальность психическая — наш внутренний мир — и твёрдая, осязаемая, "настоящая" реальность. Но на самом деле, эта последняя реальность — тоже фантазия. Разница лишь в том, что она не распознаётся как фантазия, поэтому мы и зовём её реальностью. Всё, что мы зовём реальностью, — это фантазия, в которой поток психической энергии перестал быть очевидным».
«Недифференцированный подход не может быть удовлетворительным. Нет смысла говорить, что весь мир священен. Если всё священно, то ничто не священно. То же самое относится к идее спасения: если мы все спасены, то различий больше не существует и нет необходимости что-либо делать. Но если мы принимаем идею, что есть вещи более и менее наделённые силой, более и менее священные, то они приобретают соответственно большую или меньшую ценность по сравнению с другими вещами».
«Ученые на протяжении многих лет пытались понять, почему определённые люди влюбляются друг в друга. Существует огромное количество научных работ на тему выбора любовного партнёра. Однако никто до сих пор не знает, что такое влюблённость. С архетипической точки зрения, это мифологическое событие: бог Эрос выпускает стрелу — и готово! Можно сколько угодно говорить: „Этот человек очень похож на мою мать“ или „Этот человек совсем не похож на мою мать“. Но это ничего не объясняет. Всё это рационализации невероятной тайны, связанной с вашей судьбой. Вы должны следовать своей судьбе навстречу неизвестному потому что это часть процесса обучения. Вот зачем мы влюбляемся — чтобы отрастить крылья; чтобы продвинуться дальше в жизни души».
«Мы так несчастны отчасти потому, что наш единственный бог — экономика. Экономика подразумевает рабство: нехватку свободного времени, постоянное давление и тревогу. Из этой клетки очень трудно вырваться».
«Призванием может быть не только род деятельности, но и род бытия. Взять, к примеру, дружбу. Гёте говорил, что его друг Эккерман был рождён для дружбы. Аристотель называл дружбу одной из величайших добродетелей. Значительная часть его трактата „Никомахова этика“ посвящена дружбе. В прошлом дружба играла очень важную роль. Но нам трудно думать о ней, как о призвании, потому что дружба — это не профессия. По той же причине мы считаем, что недостаточно быть только матерью. Матери сталкиваются не только с общественным, но также и с экономическим давлением. Из-за хищничества капитализма семье сегодня необходимы доходы обоих родителей, чтобы купить вещи, которые считаются желанными в нашей культуре. Таким образом, вырождение материнства — представление о том, что материнство само по себе не является призванием — берёт начало в экономической системе».
«Счастье — это побочный продукт, а не самоцель. Непосредственно стремиться к счастью — ошибка. Но стоит лишь остановиться на секунду, и тогда придёт понимание, что вы счастливы, просто живя. Мне кажется, именно стремление мешает счастью. Если мы отказываемся от стремления — оказывается, что счастье здесь и сейчас».
«Медитация в современном мире — вещь почти непристойная. Сидеть у себя в комнате и в одиночестве медитировать на соломенном коврике, вдыхая благовония — это безнравственный акт. Наш мир пребывает в удручающем состоянии, а люди беспокоятся только о том, как бы привести самих себя в порядок. Я согласен, что каждый потребитель — а мы все ими являемся — нуждается в большом количестве свободного времени для праздности, фантазий, рефлексии и так далее; но вовсе не обязательно дисциплинированной медитации. Когда медитация превращается в духовную цель, а заодно и в средство достижения этой цели, это тревожный знак».
«Зависимость — одно из тех слов, которые сейчас на слуху. Нужно ли искать зависимость внутри человека? Взять, к примеру, булимию — расстройство приёма пищи. Лично я считаю, что расстройство приёма пищи — это, прежде всего, расстройство пищи. Что-то не так в нашем отношении к еде и наркотическим веществам, поэтому мы и оказываемся зависимыми от них. Можно сказать, что зависимость — это симптом. Симптом — это всегда компромисс между здоровым и нездоровым отношением. Что важно в зависимости, так это ценность объекта — ценность чего-то внешнего по отношению ко мне, от чего я полностью завишу. Зависимость обнаруживает наличие чего-то вне меня, с чем я должен иметь связь. Неважно, любовный это партнёр или наркотическое вещество — результат всегда один и тот же: моя душа не может жить без этого другого. Однако невозможно насытиться тем, что вам на самом деле не нужно. Вам не нужны алкоголь и наркотики. Если вы сможете найти то, что вам действительно нужно, то найдёте решение своей проблемы с зависимостью».
«Существует связь между излишеством и исключительностью. Именно в том аспекте вашей личности, в котором вы наиболее склонны к излишествам — будь то сексуальность, жадность или фанатизм — кроется ваша исключительность и ваша ценность как человека, отличающегося от всех остальных людей. Исключительность несёт в себе угрозу для коллектива, ведь зависимость, эксцентричность и тому подобное — это попытки достичь исключительности, чтобы вырваться из усреднённого, рационального гнёта нашей культуры».
Взаимосвязь невинности и насилия — постоянная тема в нашей культуре. Мы продолжаем настаивать на своей невинности и получаем всё больше насилия. После «Форреста Гампа» невинность, глупость и романтика смешались воедино. Фильм как будто говорит: «Если ты достаточно невинен и глуп — девчонка твоя». Это прославление мечты школьника. Но американские критики в один голос объявили фильм величайшей картиной в истории кино. Лишь единицы увидели всю порочность фильма и скрытое восхваление невежества. Мы сталкиваемся со всё возрастающим количеством насилия, и никто не может понять почему. Тому есть, разумеется, и социальные причины. Но есть также и мифологическая: чем больше в человеке невинности, тем больше насилия он констеллирует. Невозможно избежать насилия путём возвращения к невинности».
Этот текст был изначально опубликован на сайте «Батенька, да вы трансформер» — вот здесь.