Отец бит-поколения Уильям Сьюард Берроуз изучал возможность человеческого сознания непосредственно влиять на окружающую среду, опровергая своими практическими занятиями общепринятые представления о связи явлений. Эта лекция о механизмах загадывания и исполнения желаний была прочитана им 25 июня 1986 года в Университете Наропы, Колорадо (США). Как построить машину для исполнения желаний, какова цена исполнения и почему это возможно — на все эти вопросы отвечает «адский дедушка».
Загадывание желаний имеет две составляющие:
Технология загадывания желаний: как сформулировать своё желание таким образом, чтобы повысить вероятность его исполнения.
Этика загадывания желаний: ответственность, связанная с желаниями.
Интерес к данной теме возник у меня, когда мне на глаза попалась книга Гарри Стина «На рубеже науки». Книгу мне одолжил Лен МакГрудер, который позже основал Фонд МакГрудера с целью исследовать феномены, не имеющие научного объяснения. Лен — бывший преподаватель психологии с живым интересом к системам игры в казино. В отличие от него, меня казино совершенно не интересует. Ничто не стоит дороже, чем то, что достается бесплатно. Чтобы выигрывать, как Ник Грек, придётся стать Ником Греком. А я этого не хочу. В книге Гарри Стина упоминается аппарат под названием «машина для загадывания желаний». Вот описание её устройства и принципа работы:
«Экспериментатор берёт символический объект (фотографию, волос, ноготь — всё что угодно, это чистой воды симпатическая магия), кладёт его между двумя медными пластинами и включёнными усилителями. Затем экспериментатор осознанно концентрируется на перемене, которую он желает произвести. Согласно личной переписке с Джоном У. Кэмпбеллом-младшим, используя аппарат против насекомых, удалось уничтожить 90% японских хрущей, 70% кукурузных огнёвок и 10 гусениц. Кроме того, удалось устранить угревую сыпь на лице юной девушки и бородавки на теле девочки младенческого возраста».
А вот что говорит сам автор: «Тело девочки было покрыто многочисленными бородавками. Все попытки устранить проблему медицинским путём не принесли результата. Затем я поместил фотографию дочери между пластинами машины, включил питание и сконцентрировался на исчезновении бородавок, уничтожении вызывающего их вируса и на здоровье моей дочери. Результат испугал меня самого: через три дня количество бородавок значительно уменьшилось, включая те, которые начали расти у неё в ноздрях. Через месяц моя дочь полностью избавилась от бородавок и больше никогда не сталкивалась с этой проблемой. Я разобрал мою машину для загадывания желаний, так как боялся того, что могло быть сделано с её помощью. Обладание ей давало огромную личную силу, природу которой я не понимал и которую не в состоянии был контролировать».
Далее он говорит, что машина не может применяться для убийства людей, и эффективна только против более примитивных организмов. Но я считаю, что, если она может убить гусеницу, то может убить и человека. И вот одну такую машину МакГрудер одолжил мне для экспериментов.
Если вы собрались загадать желание, важно знать определённые правила:
Необходимо желать без вожделения (правило сформулировано Элифасом Леви).
Необходимо всегда визуализировать своё желание.
Всякое желание должно быть безусловным (здесь возникает вопрос ответственности).
Существует много рассказов на тему трёх желаний. Один из лучших — «Обезьянья лапка» Уильямса Джэкобса.
Герои рассказа — супружеская пара и их сын. Однажды к ним в гости приходит старый друг-моряк и приносит с собой засушенную обезьянью лапку, которая может исполнить три желания. Лапку заколдовал факир с целью показать, что попытки людей изменить свою судьбу принесут им только несчастье. Герои и моряк беседуют, и посреди разговора моряк вдруг бросает лапку в огонь. Хозяин дома тут же подскакивает к камину и достаёт её. Моряк говорит:
— Я бросил её в огонь. Если вы сохраните её, не обвиняйте меня в том, что может случиться. Будьте разумны, бросьте её обратно в огонь.
Само собой, глава семейства его не слушает. Вместо этого он загадывает самое глупое желание, которое только может быть, — он просит денег.
— Даже и не знаю, что пожелать, — медленно произнёс он. — Кажется, у меня есть всё, чего я хочу. — Если бы ты ещё сделал ремонт в доме, ты был бы абсолютно счастлив, папа, не так ли, — проговорил Герберт, кладя руку на плечо отца. — Слушай, пожелай для начала двести фунтов. — Желаю получить двести фунтов, — отчётливо проговорил мистер Уайт. Слова прервал полный ужаса крик мистера Уайта. Сын и жена подбежали к нему. — Она шевелилась! — с отвращением смотря на лапу, которую выронил из рук на пол, воскликнул он. — Когда я загадывал двести фунтов, она вдруг стала извиваться, словно змея!
На следующий день на пороге дома появляется таинственный незнакомец.
— Меня… просили зайти. Я от «Мо и Мэггинз». Миссис Уайт вздрогнула. — Что-то случилось? Что-нибудь с Гербертом? Что с ним? — затаив дыхание, спросила она. — Мне очень жаль, — начал было гость. — Он ранен? — не унималась миссис Уайт. — Был тяжело ранен, — спокойно произнёс он, — но сейчас ему уже не больно. — О, слава богу, — заламывая руки, проговорила миссис Уайт, — слава богу, слава… Но тут зловещее выражение лица отстранившегося гостя заставило её замолчать. — Его задавило станком, — низким голосом проговорил гость. — Задавило станком, — ошеломлённо повторил мистер Уайт. Он сидел, тупо глядя в окно, и держал в руках руки жены. — Он у нас был единственный, — поворачиваясь к гостю, сказал мистер Уайт. — Это очень тяжело. Тот кашлянул, поднялся и медленно подошёл к окну. — Фирма поручила мне выказать вам искреннее соболезнование в связи с горем, постигшим вашу семью. Я хочу, чтобы вы поняли, что я всего лишь служащий этой фирмы и выполняю её распоряжения. Мне поручено сказать, что фирма «Мо и Мэггинз» не несёт ответственности за случившееся, — продолжал он, — она снимает с себя все обязательства, связанные с делом, но, принимая в расчёт, как работал ваш сын, она решила в виде компенсации предоставить вам некоторую сумму...
Итак, первое желание исполнилось. А через несколько дней жене приходит в голову пожелать, чтобы их сын ожил.
Раздался отчётливый стук в дверь. — Это Герберт! Герберт! Она побежала к двери, но муж преградил ей дорогу и, схватив её руку, крепко сжал её. — Прошу тебя, не пускай его! — трясясь, взмолился он. Но миссис Уайт вырвалась и выбежала из комнаты. Он слышал, как загремела цепочка и щёлкнула задвижка замка. Мистер Уайт ползал на коленях по полу, ища лапу. Только бы найти её до того, как в дом войдут! Он услышал, как стул отодвинули и открылась дверь. В дом ворвался холодный воздух. Раздался долгий громкий крик разочарования и горя, что придало ему силы спуститься вниз и подбежать к калитке. Фонарь, мерцающий на другой стороне дороги, бросал свет на пустынную тихую улицу.
Нет ни одного желания, которое не было бы крайне неоднозначным и даже сомнительным. Тем не менее, я приступил к испытанию машины.
МакГрудер страдал от звона в ушах. Около десяти миллионов человек в США живут с этой проблемой. Иногда это превращается в настоящую пытку и даже доводит людей до самоубийства. Естественно, медицина в этом случае бессильна. Мне сразу пришло в голову, что можно сделать следующее: МакГрудер должен записать на магнитофон звук, максимально похожий на его звон в ушах, воспроизвести его задом наперёд на замедленной скорости, а затем постепенно приглушить. Я же в это время использую машину для загадывания желаний.
Мы сделали так, как я сказал, и смогли добиться значительного улучшения. Я также успешно применил машину, чтобы помочь одной из моих кошек, имевшей нарост на губе, который трудно было бы удалить хирургическим путём. А вот вернуть к жизни мёртвого кота не удалось. Не удалось и вылечить эмфизему у друга.
Мне часто нужно десять раз повторить одно и то же, прежде чем я наконец услышу. Это очень простое наблюдение на тему того, как работает человеческое восприятие. А вот ещё одно: всё, что вы видите, имеет особое значение для вас именно потому, что вы это видите. Это кажется самоочевидным, но на деле оказывается для многих людей шоком. Всё потому, что людям промыли мозги научной догмой о том, что нет никакой связи между сознанием и так называемой «внешней» реальностью.
Научное мышление настолько же догматично, как и мышление святой инквизиции.
Фундаментальная догма науки гласит: сознание человека не может воздействовать на физические процессы или сознание других людей. Лично я считаю, что это утверждение абсолютно несостоятельно и легко опровергается простым наблюдением. Нужно только держать глаза и ум открытыми.
Вот цитата из «Нью-Йорк Таймс»: «Сегодня никому не придёт в голову всерьёз утверждать, что шаман может повлиять на погоду». Никому, кроме тех, кто это делал или видел своими глазами. Я видел. Всё дело в непредвзятости. На самом деле, мы можем наблюдать тот же процесс в действии постоянно — нужно просто приучить себя замечать свои мысли и чувства. Например, я помню, как однажды столкнулся с парнем в магазине, а затем он сидел напротив меня в метро. Я был уверен, что он выйдет на одной станции со мной. Так и произошло. В другой раз я шёл по улице и думал о Нью-Мексико. Свернув за угол, я увидел машину с номерными знаками Нью-Мексико. У некоторых моих студентов после таких экспериментов развивалась паранойя, им начинало казаться, что их преследуют и что повсюду вокруг них послания.
Конечно, послания повсюду. Это же очевидно.
Но для некоторых людей это слишком.
Невозможно научить человека тому, чего он и так уже не знает на определённом уровне. Невозможно показать человеку то, чего он раньше не видел. Конечно, есть люди, которые попросту не хотят видеть, потому что всегда есть риск увидеть больше, чем они в состоянии принять. Такие закоренелые профессиональные невидящие занимают в наше время все высшие должности в структуре власти. Более того, невидение имеет тенденцию усугубляться: чем меньше вы видите сегодня, тем меньше увидите завтра. И так до тех пор, пока рано или поздно не будет достигнута точка невозврата. А тем временем в Южной Корее варят заживо и едят кошек, оставшиеся тропические леса стремительно вырубают, а правительство США сбрасывает бомбы на мирных жителей других стран, порождая подпольные террористические ячейки и сепаратистские группировки, которые затем совершают собственные зверства, нисколько не сомневаясь в собственной правоте.
©William S. Burroughs
コメント