top of page
Фото автораПарантеза

Алекс фон Танцельманн: История согласно популярному кино: 1950-е—1970-е


Некоторые люди просто не могут удержаться от того, чтобы указать не неточности и несоответствия в фильмах, основанных на реальных событиях. В числе таких людей и Алекс фон Танцельманн, автор популярной книги «Павшие идолы. История в снесённых памятниках». С 2008 по 2016 год она вела колонку в «Гардиан», оценивая достоверность (или недостоверность) исторических фильмов, которая со временем переросла в книгу. В первой части Танцельманн разбирает фильмы, посвящённые второй половине ХХ века, от послевоенных лет до конца 70-х. Этот промежуток охватывает такие исторические события как Холодная война, космическая гонка, Уотергейтский скандал, война во Вьетнаме, убийство Кеннеди, Мартина Лютера Кинга и других политических лидеров и заключение Нельсона Манделы.




Альянс Соединённых Штатов и Советского Союза оказался непродолжительным. Не успела закончиться Вторая мировая, как началась Холодная война: долгий период взаимной неприязни между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком. Среди американских фильмов о Холодной войне неубедительная биографическая драма Клинта Иствуда «Дж. Эдгар» (2012), в которой сильно загримированный Леонардо Ди Каприо натужно играет главу ФБР Эдгара Гувера; и намного более удачная драма Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи» (2005), в которой сам Клуни, а также Дэвид Стрэтэйрн, Роберт Дауни-младший и Патриша Кларксон играют журналистов, противостоящих сенатору-антикоммунисту периода «красной угрозы» Джозефу Маккарти.


Холодая война совпала с падением европейских империй, в первую очередь британской и французской. Один из самых громких и мастерски снятых фильмов о деколонизации — «Битва за Алжир» (1966) Джилло Понтекорво, который повествует о борьбе Фронта национального освобождения (ФНО) с французскими колониальными властями в 1950-х годах. Фильм настолько достоверен, что он использовался в качестве учебного материала как террористическими группами, так и полицией. В 2004 году его показывали в Пентагоне в ходе разработки стратегии для войны в Ираке.


События некоторых из самых интересных фильмов о Холодной войне разворачиваются в странах Третьего мира. В фильме Рауля Пека «Лумумба» (2000) французский актер Эрик Эбуане играет конголезского борца против колониализма Патриса Лумумбу, за которым ведёт охоту ЦРУ (хотя в итоге его убивают бельгийцы совместно с его внутренними врагами). Фильм «Комедианты» (1967), снятый по сценарию Грэма Грина (на основе его же романа), — это увелкательная история жизни внутри сюрреалистического кошмара при правлении диктатора Гаити Франсуа «Папы Дока» Дювалье; в главных ролях Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор. Дювалье также послужил прототипом для наркобарона доктора Кананги из романа Яна Флеминга о Джеймсе Бонде «Живи и дай умереть». В экранизации с Роджером Муром в главной роли, которая вышла в 1973 году, его сыграл Яфет Котто. Кстати, злодей и некромант вуду из диснеевского мультфильма «Принцесса и лягушка» (2009) изначально должен был носить имя Доктор Дювалье, однако в итоге было решено назвать его Фасилье.


Одной из самых знаменитых фигур времён Холодной войны был аргентинский врач Эрнесто Гевара де ла Серна, более известный как Че Гевара. Всемирной знаменитостью Че обязан одной-единственной фотографии, сделанной в 1960 году кубинским фотографом Альберто Кордой для газеты «Революция» (Че лишь на несколько мгновений появился на сцене во время четырёхчасовой речи Фиделя Кастро). Корда назвал фотографию «Героический партизан» и повесил её у себя в студии. Она стала знаменитой после того, как в 1967 году итальянский издатель превратил её в плакат.


Местонахождение Гевары на тот момент было неизвестно. Позже оказалось, что он пытался устроить революцию в Боливии, где его и убили боливийские специальные войска при поддержке ЦРУ. Его фотография быстро стала культовой. По оценке Музея Виктории и Альберта, это самая воспроизводимая фотография в истории.


Первым фильмом о Геваре стал «Че!» (1969) с Омаром Шарифом в роли Гевары и Джеком Пэлансом в роли Фиделя Кастро. Историю его жизни также рассказывают два исторически достоверных, но довольно затянутых фильма Стивена Содерберга, «Че: Часть первая. Аргентинец» и «Че: Часть вторая. Партизан», с Бенисио Дель Торо в главной роли. Гевара также фигурирует в экранизации мюзикла «Эвита» (1996), снятой Аланом Паркером, где его играет Антонио Бандерас (а первую леди Аргентины, Эву Перон Мадонна). В действительности Гевара и Перон никогда не встречались, хотя в юности Че написал ей письмо с просьбой купить ему джип. Это была шутка.



«Дневники мотоциклиста» (2004)

Режиссёр: Вальтер Саллес

Зрительская оценка: 4

Историческая оценка: 5

 

Подбор актёров:

Студент медицинского университета Эрнесто Гевара и его друг-биохимик Альберто Гранадо отправляются в путешествие на мотоцикле из Буэнос-Айреса в Северную Америку. Актёр Родриго де ла Серна, сыгравший Альберто, троюродный брат настоящего Че Гевары. Однако гены это ещё не всё: мексиканский актёр Гаэль Гарсиа Берналь, сыгравший Эрнесто, намного больше похож на молодого Гевару.

 

Любовь:

Первая остановка на пути персонажей Мирамар, южнее Буэнос-Айреса, где живёт девушка Эрнесто, Чичина. Он дарит ей щенка по кличке Come-back, чтобы мказать, что он… ну, вы поняли, вернётся. В фильме она даёт ему 15 долларов, чтобы он купил ей в США купальник. В действительности, по словам одного из биографов Гевары, она дала ему деньги на шарф. Но в целом достоверная деталь.

 

СМИ:

Мотоцикл ломается неподалёку от маленького чилийского городка. У Альберто и Эрнесто нет денег, однако им приходит в голову отличная идея они дают интервью местной газете, представившись специалистами по проказе, и благодаря этому получают от впечатлённых жителей дары. Это также правда. Механик, который чинит их мотоцикл, приглашает их на танцы. К этому времени Чичина уже бросила Эрнесто, и он пытается исцелить разбитое сердце, приударив за женой механика.

 

Скандал:

Фильм позже оправдывает поведение Эрнесто (как писал настоящий Гевара, жена механика была «довольно похотливой»), однако не упоминает о том, что тот и сам «прилично захмелел от чилийского вина». Как и в фильме, Эрнесто и Альберто в итоге прогнала возмущённая толпа. Однако в фильме они забирают мотоцикл из гаража механика и лишь в последний момент избегают линчевания, тогда как на самом деле они остались в городе на ночь, пообедали с семьёй, живущей по соседству, и только после этого уехали, причём без происшествий.

 

Политика:

В посёлке рядом с карьером Чукикамата Альберто и Эрнесто встречают бедную пару, которая боится иметь с ними дело из-за их коммунистических взглядов хотя на тот момент Гевара ещё не был коммунистом. С 1948 по 1958 год Коммунистическая партия Чили была запрещена «законом о защите демократии», а её сторонники подвергались преследованиям. Среди тех, кто бежал из страны, был поэт Пабло Неруда. Сцена в фильме соответствует тому, как её описывал Гевара — кроме одной детали. В фильме позже сообщается, что Эрнесто отдал паре 15 долларов Чичины. В действительности же Эрнесто привёз деньги в Майами (и, судя по всему, таки отправил Чичине шарф).


Че Гевара сыграл ключевую роль в отношениях Кубы с Советским Союзом, которые в итоге привели к Карибскому кризису. Данное историческое событие также легло в основу нескольких фильмов. На фоне Карибского кризиса разворачиваются события супергеройского фильма «Люди Икс: Первый класс» (2011) довольно интересного, но не имеющего ничего общего с историей. Намного ближе к истине или, по крайней мере, к тому, как изложил события Роберт Кеннеди, основанный на его книге фильм «Тринадцать дней» (2000) с Кевином Костнером. Фильм не показывает советско-кубинскую сторону событий, однако достаточно достоверно воспроизводит то, что происходило в Вашингтоне.



Убийство Джона Кеннеди 22 ноября 1963 года потрясло мир. Комиссия Уоррена, которая расследовала дело, пришла к заключению, что убийцей был Ли Харви Освальд, действовавший самостоятельно. Некоторым этот вывод показался неубедительным, и событие породило многочисленные теории заговора, в которых вина за смерть Кеннеди возлагалась то на СССР, то на мафию, то на кубинцев, то на ЦРУ с ФБР, то на вице-президента и преемника Кеннеди, Линдона Джонсона. Разнообразные теории заговора воплощены на экране в таких фильмах как «Привести в исполнение» (1973) с Бертом Ланкастером, «Вспышка» (1984) с Крисом Кристофферсоном, «Руби» с Дэнни Айелло (в роли убийцы Ли Харви Освальда, Джека Руби) и псевдодокументальная драма «Интервью с убийцей» (2002).


Все из эти фильмы очень далеки от исторической правды. Даже если вы верите в какую-либо из теорий заговора, они не могут все быть верны. Разумеется, когда неопровержимых улик нет, всегда можно выдумать какие угодно доказательства, чтобы теория, которой вы лично отдаёте предпочтение, выглядела более убедительной. Именно так сделал Оливер Стоун в фильме «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991).


 

«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991)

Режиссёр: Оливер Стоун

Зрительская оценка: 4

Историческая оценка: 2

 

Правда:

Фильм начинается документальными кадрами, при помощи которых Кеннеди (весьма неубедительно) преподносится как радикальный прогрессивный политик, наживший себе врагов среди истеблишмента. Документальные кадры затем плавно перетекают в фильм, что явно означает претензию на историческую достоверность. Главный герой фильма прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон, роль которого для пущей убедительности исполняет главная звезда голливудского кино того времени, Кевин Костнер. Вне всяких сомнений, Оливер Стоун хочет, чтобы вы поверили в его версию событий. И многие верят. От 2/3 до 3/4 американцев считают, что за убийством Кеннеди стоит заговор. Как отмечают социологи из Института Гэллапа, распространённости данного убеждения отчасти способствовал фильм Стоуна.

 

Расследование в фильме:

Подозревая, что сомнительные личности из его округа причастны к убийству президента, Гаррисон открывает дело. У него есть три главных свидетеля. Первый, Дэвид Ферри (Джо Пеши) наёмник, работающий с выступающими против Кастро изгнанниками с Кубы. Он раскрывает Гаррисону все детали заговора с участием ЦРУ и кубинских изгнанников. Сразу же после этого его убивают двое его соучастников. Второй, Уилли О’Киф гей, зарабатывающий проституцией. Он подтверждает заговор. После этого Гаррисон отправляется в Вашингтон для встречи с третьим свидетелем, анонимным информатором из правительства, которого блистательно сыграл Дональд Сазерленд. Полковник Икс раскрывает весь масштаб заговора, в которой вовлечены американское правительство и военно-промышленный комплекс.

 

Расследование в реальности:

К сожалению, всё это вымысел. Дэвид Ферри действительно существовал, однако с самого начала заявлял о своей непричастности. Сцена, в которой он признаёт участие в заговоре, была выдумана создателями фильма. Если бы он был по-прежнему жив, это можно было бы расценить как откровенную клевету. Ферри, к тому же, умер естественной смертью, и настоящий Джим Гаррисон не счёл обстоятельства его смерти подозрительными. Полковник Икс также вымышленный персонаж, частично основанный на фигуре полковника Лероя Флетчера Праути, который не фигурировал в расследовании Гаррисона, однако выступал советником при съёмках фильма. Праути позже вывел на чистую воду журналист-расследователь Эдвард Джей Эпштейн. Заговор, на который ссылается полковник Икс, позаимствован из «Доклада из Айрон Маунтин», опубликованного в 1967 году. В 1972 году его автор сознался, что доклад фальшивка.


Последний свидетель, Уилли О’Киф, также вымышленный персонаж. В реальности главным свидетелем Гаррисона был Перри Руссо, гетеросексуал и страховой агент. Показания Руссо были довольно безынтересными до тех пор, пока Гаррисон не ввёл ему «сыворотку правды» (амитал натрия), которая известна тем, что делает людей подверженными внушению. После этого Руссо вдруг «вспомнил» множество невероятных вещей. В фильме, конечно же, не показано, как Гаррисон накачивает свидетеля барбитуратами.

 

Баллистическая эксперитза:

Фильм заканчивается восхитительной сценой в зале суда, в которой Гаррисон опровергает теорию о стрелке-одиночке, ссылаясь на «теорию волшебной пули». Он демонстрирует, что пуля, которая, по версии Коммиссии Уоррена, убила Кеннеди и ранила губернатора штата Техас Джон Конналли, должна была несколько раз изменить траекторию полёта. Это опять же выдумка. Версия Гаррисона в фильме основана на ошибочных реконструкциях. Например, утверждение о том, что перед тем, как войти в шею Кеннеди, пуля двигалась вверх, основано на анализе пулевого отверстия в его пиджаке. Однако на фотографии, сделанной за 3 секунды до убийства, видны складки на спине пиджака. Если принять это во внимание, траектория пули выглядит естественно.

 

Вердикт:

«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» это тщательно продуманный и захватывающий фильм. А ещё это один из самых вопиющих примеров извращения истории в кино.


Тем, кого интересует реальная история убийства Кеннеди, можно посоветовать фильм «Парклэнд» (2013) с Заком Эфроном и Полом Джаматти. Это увлекательный и в высшей степени достоверный фильм о событиях 22 ноября 1963 года. Он основан на 1,600-страничной книге Винсента Буглиози «Восстановленная история: Убийство президента Джона Кеннеди». Буглиози согласен с выводами Коммиссии Уоррена. Большая часть его длинной книги посвящена опровержению разнообразных теорий заговора. Зрители, не знакомые с обстоятельствами дела, могут найти фильм Стоуна более интересным, однако «Парклэнд» полностью согласуется с фактами.



Шестидесятые годы были периодом политических убийств: Лумумба, Че Гевара, Джон и Роберт Кеннеди (об убийстве последнего повествует переполненный звёздами, но довольно скучный фильм Эмилио Эстевеса «Бобби» (2006)), Нго Динь Зьем, лидеры Южной Африки, Того, Нигерии, Доминиканской Республики, Бурунди, Сомали, Сирии, Ирана, Иордании, а также предположительно Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда. Не стоит забывать и о двух лидерах движения за права чернокожих: Малкольме Иксе и Мартине Лютере Кинге. Фильм Спайка Ли «Малкольм Икс» (1992) с Дензелом Вашингтоном в главной роли это увлекательная (хоть и не совсем правдивая) история. Что касается Мартина Лютера Кинга, то о нём есть фильм «Сельма» (2014).


 

«Сельма» (2014)

Режиссёр: Ава Дюверней

Зрительская оценка: 4+

Историческая оценка: 5

 

Противоречие:

В декабре 1964 года Мартин Лютер Кинг (Дэвид Ойелоуо) встречается с Линдоном Джонсоном (Том Уилкинсон), чтобы обсудить проблему лишения чернокожих права голоса. Джонсон призывает Кинга к терпению. «Не будем начинать новую битву, пока мы не выиграли предыдущую», говорит он, ссылаясь на Закон о гражданских правах 1964 года, во время подписания которого Кинг стоял рядом с ним. «А какая битва будет следующей? Устранение бедности. Я называю это войной с бедностью… А с голосованием придётся пока подождать». Фильм вызвал споры из-за того, как в нём изображён Джонсон. Критики приводили слова одного из помощников Кинга, который утверждал, что встреча с Джонсоном не носила конфронтационного характера.


Однако данная сцена согласуется с тем, как события описаны в автобиографии самого Кинга. По словам Кинга, он сказал Джонсону, что голосование это серьёзный и срочный вопрос. «Со временем я решу эту проблему, однако я не могу провести закон об избирательных правах через Конгресс текущего созыва, ответил Джонсон. У меня есть несколько других законопроектов, которые я хочу провести в рамках моей программы "Великое общество". Я считаю, что в долгосрочной перспективе они принесут чернокожим больше пользы, чем закон об избирательных правах». Но Кинг настаивал, и тогда Джонсон сказал: «Мне нужны голоса южного блока, чтобы провести другие законопроекты… это попросту неразумно с политической точки зрения». Мы не знаем, каким тоном были произнесены эти слова, однако они достаточно близки к тому, что Джонсон говорит в фильме. Очевидно, что Кинг остался неудовлетворён ответом Джонсона и начал марши от Сельмы до Монтгомери вопреки мнению Джонсона. В этом фильм согласуется с действительностью.

 

Ещё одно противоречие:

Бывший помощник Джонсона Джозеф Калифано утверждал, что Джонсон и Кинг «сотрудничали по данному вопросу. Джонсон выступал за избирательные права для чернокожих и призывал Кинга провести массовую демонстрацию». Версия Калифано расходится со словами других участников этих событий. Консультант Джонсона Эрик Голдман написал в своей книге «Трагедия Линдона Джонсона» (1969), что тогдашний президент не был поклонником ни Мартина Лютера Кинга, ни массовых демонстраций.

 

И ещё одно противоречие:

Джонсон действительно просил генерального прокурора разработать избирательное законодательство для чернокожих в середине 1964 года. Однако, как писал Голдман, информация об этом не должна была просочиться в СМИ. Джонсон не собирался предоставлять Барри Голдуотеру дополнительные голоса южан на выборах 1964 года. В фильме не утверждается, что Джонсон неохотно поддержал Закон об избирательных правах 1965 года. В нём утверждается, что он пытался отсрочить внесение законопроекта в Когресс по политическим причинам и хотел предотвратить публичное противостояние между Кингом и губернатором Алабамы Джорджем Уоллесом (Тим Рот). Это действительно так.

 

Итог:

Фильм достоверно воссоздаёт важные исторические события например, события 7 марта 1965 года, известные как «Кровавое воскресенье», когда помощники шерифа Алабамы и местная полиция атаковали безоружных демонстрантов. «Целая нация пришла в ужас от фотографий этой жестокой бойни, писала вдова Кинга Коретта Скотт Кинг. Слезоточивый газ, дубинки, наездники с кнутами и помощники шерифа с электропогонялками для скота, преследующие мужчин, женщин и детей до Часовни Брауна».

 

Диалоги:

Сценаристам пришлось переписать все известные реплики Кинга. Его речи по-прежнему защищены авторским правом, и правообладатели разрешили их использовать исключительно Dreamworks и Warner Bros для биографического фильма, снятого Стивеном Спилбергом, поэтому Ава Дюверней не могла использовать реальные слова Кинга.

 

Равновесие:

Джонсон получает в «Сельме» момент славы со своей знаменитой речью «Мы победим». Фильм также объективно показывает как достоинства, так и недостатки Кинга. В одной из лучших сцен фильма его жена, Коретта (Кармен Эджого), упрекает его во внебрачных связах. Кинг показан в фильме как герой, но не как святой.

 

Вердикт:

Достоверная и справедливая историческая драма с великолепной актёрской игрой Дэвида Ойелоуо.



Действия США во Вьетнаме и Камбодже (в рамках борьбы с коммунизмом в период Холодной войны) были одной из самых неоднозначных воен ХХ века. Есть множество американских фильмов о Вьетнаме: «Охотник на оленей» (1978), «Возвращение домой» (1978), «Апокалипсис сегодня» (1979), «Доброе утро, Вьетнам» (1987), «Цельнометаллическая оболочка» (1987), «Военные потери» (1989) и так далее. Один из самых худших это «Зелёные береты» Джона Уэйна. Это настолько вопиющее извращение истории, что ветеран войны во Вьетнаме Оливер Стоун снял в ответ свой антивоенный фильм «Взвод» (1986). Один из лучших «Поля смерти» (1984).


 

«Зелёные береты» (1968)

Режиссёры: Джон Уэйн и Рэй Келлогг

Зрительская оценка: 1+

Историческая оценка: 2

 

Производство:

В начале 1960-х годов количество критиков войны во Вьетнаме начало расти. Это очень расстраивало ковбоя с большого экрана и ярого патриота Джона Уэйна. Уэйн считал, что правда на стороне Америки, и решил снять об этом фильм. Основой для фильма послужил патриотический одноимённый роман Робина Мура, который в 1963 году воевал во Вьетнаме в составе отряда специального назначения. Уэйн написал президенту Линдону Джонсону, стремясь заручиться поддержкой правительства. «Если он снимет этот фильм, то скажет именно то, что хотим сказать мы», заверил Джонсона его советник Джек Валенти. Пентагон предоставил Уэйну военные базы и реквизит для съёмок. А также настоял на внесении существенных поправок в сценарий и диалоги.

 

Политика:

Фильм начинается длинной прелюдией о том, какие отличные парни служат в отряде специального назначения. Однако есть журналист-либерал (а эти ребята отъявленные негодяи) по имени Джордж Бекворт (Дэвид Джэнссен). Он вбил себе в голову глупую идею о том, что эта война несправедливая. К счастью, на пресс-конференции ему открыли глаза: «То, что здесь происходит — это попытка коммунистов захватить власть над миром!» заявляет сержант Малдун (Альдо Рэй). Джон Уэйн, который играет вымышленного полковника Майка Кирби, молча одобряет.

 

Международные отношения:

Все вместе герои отправляются во Вьетнам. «После этой командировки ЛСД покажется тебе аспирином», говорит Бекворту один из солдат, намекая на то, как, по его мнению, проводит своё свободное время типичный либерал-хиппи. Военная база Форт-Беннинг в Джорджии изображает (не очень убедительно) в фильме базу в Дананге. Там наши герои встречают южновьетнамца капитана Нима (Джордж Такэй). «Мой дом Ханой, заявляет Ним. Я тоже однажды идти домой. Сначала убить все вонючие вьетконговцы. Потом домой». Все персонажи-вьетнамцы в фильме разговаривают таким образом. «Это была бы прекрасная страна, если бы не война», вздыхает Кирби, сам не осознавая, насколько он прав.

 

Свобода и демократия:

Американцы во Вьетнаме занимаются исключительно добрыми делами они оказывают медицинскую помощь крестьянам и обнимают детишек. Вьетконг же это безликая сила зла, убивающая детей и насилующая женщин. Бекворт вдруг осознаёт, что правда на стороне Америки. Выкусите, либералы! На самом же деле, через год после выхода фильма журналистское расследование Дэниэла Лэнга показало, что злодеяния, которые в фильме приписываются северовьетнамцам, в действительности совершали американские военные. Это расследование легло в основу намного более достоверного фильма Брайана Де Пальмы «Военные потери».

 

Дружба:

В «Зелёных беретах» об этом, конечно же, нет ни слова. Зато в фильме показана предположительно трогательная дружба между неуклюжим сержантом Петерсоном (Джим Хаттон) и вьетнамским мальчиком-сиротой по имени Хамчук (Крейг Джуэ). Правда в XXI веке эти кадры не умиляют, а скорее вызывают тревогу. Возможно, в 1968 году сцена, в которой Петерсен делит койку с юным мальчиком, и казалась милой, но сегодня в таких случаях обычно звонят в полицию.

 

Война:

Главная военная сцена фильма основана на битве при Намдонге 1964 года, в которой вьетконговцы сошлись с американскими войсками специального назначения. Однако сцена имеет мало общего с реальными событиями. Она очень длинная и скучная, и после неё фильм идёт ещё целых 40 минут. Общая продолжительность этого ужасного кино более двух с половиной часов, но он кажется намного длиннее. Финал фильма неожиданно вводит новую сюжетную линию с похищением генерала-вьетконговца. Спецназначенцы одевают его в оранжевую робу и доставляют в секретную подпольную тюрьму. Как и многие другие эпизоды в фильме, этот вызывает у современного зрителя неприятное ощущение дежавю.

 

Вердикт:

После выхода «Зелёных беретов» в 1968 году назета «Нью-Йорк таймс» написала, что фильм «невыразимо глуп, неправдив в каждом своём аспекте и вдобавок скучен». По крайней мере в Советском Союзе делали хорошие пропагандистские фильмы.



«Поля смерти» (1984)

Режиссёр: Ролан Жоффе

Зрительская оценка: 5

Историческая оценка: 5

 

Ричард Никсон одобрил вторжение в Камбоджу в 1970 году в качестве продолжения войны во Вьетнаме. При установленном американцами правительстве красные кхмеры приобрели широкую поддержку населения. После вывода американских войск в 1975 году они установили режим, по сравнению с которым «1984» Джорджа Оруэлла показался трогательной историей о дружбе человека со своим братом и ручной крысой. С 1975 по 1979 год красные кхмеры заставили большую часть жителей Камбоджи выполнять принудительный труд и убили от 1,5 до 2 миллионов человек от 20 до 30 процентов населения.

 

Насилие:

Фильм рассказывает о жизни Дита Прана и репортёра газеты «Нью-Йорк таймс» Сидни Шенберга. В начале фильма они вместе едут в город Неак Луонг, по ошибке разбомбленный американцами в 1973 году. Грязная вода заполняет огромные воронки, на месте которых когда-то стояли дома. Беженцы собираются у импровизированного полевого госпиталя, умоляя Шенберга сфотографировать их и показать миру, что происходит в стране. Сразу становится понятно, что фильм не будет приукрашивать историю.

 

Подбор актёров:

Дита играет Хенг С. Нгор, врач, на самом деле побывавший в лагерях красных кхмеров. За эту первую в своей жизни роль Нгор справедливо удостоился «Оскара». Сэм Уотерстон также убедительно играет Шенберга, а Джон Малкович фотографа Эла Рокоффа. С другой стороны, настоящий Рокофф всегда утверждал, что Шенберг трус и лжец, а многие сцены, имеющие место в здании французского посольства в Пномпене, искажают правду.

 

Рабство:

Когда журналисты вынуждены покинуть страну, Дит остаётся один на один с новым режимом. Он выдаёт себя за водителя такси, который не говорит ни по-английски, ни по-французски. Владение иностранными языками мгновенно выдало бы в нём представителя среднего класса, который вероятно сотрудничал с иностранцами, что обернулось бы казнью. Два с половиной года, проведённых им в трудовом лагере Дамдек, неизбежно сжаты, однако в фильме очень умело воссоздано ощущение постоянного страха и замешательства. Персонажи говорят по-кхмерски (без субтитров), поэтому зрителям, как и заключённым лагеря, приходится полагаться на свою интуицию, чтобы понять, что происходит.

 

Побег:

Некоторые детали, связанные с побегом Дита, изменены. В действительности он оставался в оккупированной вьетнамцами стране дольше, чем в фильме, и даже стал мэром Сиемреапа. Однако основные факты вторжение вьетнамских войск, бегство Дита в Тайланд и сами поля смерти изображены достоверно. А финальные сцены, снятые в лагере для камбоджийских беженцев Као-и-данг в Таиланде, содержат много аутентичных деталей. Содержат они и главный художественный просчёт фильма, который заканчивается под звуки «Imagine» Джона Леннона.



Период с 1950-х по 1980-е годы был началом космического века. Руководствуясь отчасти научной любознательностью, отчасти военной стратегией Холодной войны, а отчасти мальчишескими мечтами, правительства начали вкладывать средства в исследование космоса. В 1976 году советский фильм «Так начиналась легенда» рассказал историю первого человека в космосе, Юрия Гагарина. В 2013 году вышел российский биографический фильм «Гагарин. Первый в космосе»; специалисты по космосу его хвалили, однако некоторые критики заявили, что персонаж Гагарина слишком примитивен.


В блистательном фильме Рона Ховарда «Аполлон-13» (1995) Том Хэнкс играет астронавта Джима Ловелла, который пытается посадить аппарат на Землю после взрыва на борту. Однако лучший американский фильм о космической гонке это «Парни что надо».



«Парни что надо» (1983)

Режиссёр: Филип Кауфман

Зрительская оценка: 5

Историческая оценка: 5

 

Люди:

Масштабный и увлекательный фильм Кауфмана начинается с того, что лётчик-испытатель Чак Йегер (Сэм Шепард) отправляется выпить в бар и между делом заявляет, что собирается преодолеть звуковой барьер. Затем он падает с лошади, соревнуясь в пустыне со своей безбашенной женой Гленнис (Барбара Хёрши). У него сломаны два ребра, однако он скрывает это, чтобы его не исключили из миссии после чего, пилотируя самолёт Bell X-1, становится первым человеком в истории, совершившим сверхзвуковой полёт. Кажется, что Йегер сошёл со странц «Книги американских героев» мощные скулы, ковбойская шляпа, смекалка и стоический характер. Однако он действительно был таким. В последний раз он преодолел звуковой барьер в 2012 году (в возрасте 89 лет) на F-15. Зверь, а не человек.

 

Технологии:

Тем временем, президент Дуайт Эйзенхауэр (Роберт Бир) и сенатор Линдон Джонсон (Дональд Моффат) недовольны, что Советский Союз запустил в космос свой «Спутник-1». «Как, чёрт возьми, они нас опередили?» ревёт Джонсон. Ответ на свой вопрос он получает мгновенно, когда его помощники не могут найти розетку, чтобы включить проектор. Но главный учёный невозмутим. «Наши немцы лучше их немцев», говорит он, намекая на то, что как советская, так и американская космическая программа во многом обязаны бывшим нацистским учёным.

 

Подбор кадров:

Американцы планируют ответить первым пилотируемым космическим запуском, хотя некоторые считают, что вместо человека следует отправить в космос животное. «Шимпанзе не будет первым американцем в космосе!», кричит Эйзенхауэр. Среди потенциальных кандидатов на роль астронавтов сёрфингисты, акробаты и пилоты ралли («Шлемы у них уже есть», шутит научный советник). Как и показано в фильме, именно Эйзенхауэр настоял на том, чтобы астронавтов набирали из числа лётчиков-испытателей.

 

Достижение:

Главная звезда «Меркурия 7», первого отряда астронавтов США, это Джон Гленн (Эд Харрис). Он красив и бодро провозглашает патриотические банальности перед журналистами. «Я благодарен Богу за то, что живу в стране, которая позволяет человеку проявить лучшее в себе», говорит он. Затем Юрий Гагарин становится первым человеком в космосе, снова опережая американцев. Алану Шепарду (Скотт Гленн) приходится довольствоваться ролью второго. Перед запуском ему вдруг приспичивает в туалет, и он вынужден мочиться в собственный скафандр. Это правда.

 

Скандал:

Одноимённая книга Тома Вулфа, послужившая основой для фильма, подверглась критике за то, как в ней изображён астронавт Вирджил «Гас» Гриссом (Фред Уорд). Корабль Гриссома «Либерти Белл 7» затонул в море после того, как при поднятии из воды выходной люк открылся слишком рано. Некоторые обвиняли Гриссома в том, что он запаниковал и открыл люк самостоятельно. Гриссом утверждал, что произошёл технический сбой. В фильме этот момент предусмотрительно не показан, оставляя вопрос о том, что же произошло, открытым. Вполне возможно, что это действительно не была вина Гриссома. В этом отношении фильм более снисходителен к нему, чем книга. Как бы там ни было, этот инцидент помогает показать давление, под которым пребывали астронавты. «Я хотела пообедать в Белом доме! Я хотела поговорить с Джеки Кеннеди!» кричит жена Гриссома. Гриссом погиб несколько лет спустя, в 1967 году, в пожаре на борту корабля «Аполлон-1».



Главным скандалом 1970-х годов был Уотергейтский скандал, который закончился отставкой 37-го президента США Ричарда Никсона. Об этом событии есть несколько хороших фильмов, в том числе увлекательный, хоть и не совсем исторически достоверный «Фрост против Никсона» (2008) Рона Ховарда. Никсон также фигурирует в «Форресте Гампе» (1994), комедии в жанре альтернативной истории «Подруги президента» (1999) и в супергеройском фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014), в котором он поддерживает секретную программу по разработке оружия для борьбы с мутантами.


«Никсон» (1995) Оливера Стоуна с Энтони Хопкинсом в главной роли исторически сомнителен. Самым лучшим фильмом о Никсоне по-прежнему остаётся фильм, в котором сам он не появляется.



«Вся президентская рать» (1976)

Режиссёр: Алан Пакула

Зрительская оценка: 4+

Историческая оценка: 4+

 

Фигуранты:

Фильм, как и Уотергейтское дело, начинается с того, что пятеро людей 1 июня 1972 года проникают в штаб-квартиру национального комитета Демократической партии (КДП). Штаб-квартира КДП располагалась в комплексе «Уотергейт» в Вашингтоне. Ныне покойный Фрэнк Уиллс, охранник, который обнаружил взлом, сыграл в фильме самого себя. Поначалу журналист Боб Вудворд (Роберт Редфорд) рассматривает происшедшее как незначительный инцидент. Однако постепенно история приобретает серьёзный масштаб. Тогда главный редактор «Вашингтон пост» Бен Брэдли (Джейсон Робардс) подключает к работе более опытного журналиста Карла Бернстейна (Дастин Хоффман).

 

Расследование:

Вудворд и Бернстейн начинают копать. Изучающие историю журналистики будут поражены, насколько более трудной была эта работа до появления мобильных телефонов и интернета, особенно когда героям приходится вручную просмотреть все записи о взятых в Библиотеке Конгресса книгах. Как и показано в фильме, их самым загадочным источником был свидетель «Глубокая глотка», прозванный так по известному порнографическому фильму того времени. В фильме не раскрывается, кем именно он был, однако это логично: его личность была официально подтверждена лишь через 30 лет после выхода фильма. В 2005 году бывший заместитель директора ФБР Марк Фелт признался, что это был он.

 

Фигуранты:

Благодаря «Глубокой глотке» и другим свидетелям Вудворд и Бернстейн вскоре выходят на след Комитета по переизбранию президента и некоторых колоритных персонажей в том числе разочаровавшегося бывшего офицера ЦРУ Говарда Ханта и агента ФБР Джорджа Гордона Лидди. «"Однажды я был на вечернике. Лидди вытянул руку над горящей свечой и держал её так до тех пор, пока не получил ожог", рассказывает "Глубокая глотка". "В чём секрет?" спросил кто-то. "Секрет в том, чтобы не думать об этом", ответил Лидди». Занимательная история. К сожалению, любой поклонник исторических фильмов мгновенно распознает, что она позаимствована из «Лоуренса Аравийского».

 

Последствия:

По мере того, как Вудворд и Бернстейн продолжают копать, они обнаруживают многочисленные доказательства махинаций: подбрасывания бюллетеней, внедрения шпионов в штабы оппозиции и фальсификации агитационных материалов. Кажется, что в заговоре участвует почти весь Вашингтон. В реальности по результатам расследования обвинения были предъявлены 69 людям; 48 признали себя (или были признаны) виновными. И, конечно, Никсон подал в отставку 9 августа 1974 года по-прежнему уникальное событие в американской истории.

 

Диалоги:

В знаменитой сцене «Глубокая глотка» советует Вудворду и Бернстейну «идти по следу денег». Данная фраза оказалась настолько меткой, что сегодня её часто приписывают Фелту. На самом деле, он никогда её не произносил. Она также не фигурирует ни в статьях «Вашингтон пост», ни в книге Вудворда и Бернстейна. Её придумал сценарист Уильям Голдман, который также написал сценарии к фильмам «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», «Принцесса-невеста» и «Марафонец».


 

Последний фильм в этом разделе является предысторией к одному из главных событий 1980-х и 1990-х годов падению режима апартеида в Южной Африке. Зрителям, которых интересует другой аспект африканской политики 1970-х, стоит посмотреть фильм «Последний король Шотландии» (2006). Это вымышленная история о событиях в Уганде того времени. Роль (за которую он получил «Оскара») диктатора Иди Амина исполняет Форест Уитакер. Уитакер играет настолько убедительно, что когда в конце фильма демонстрируются документальные кадры, настоящий Амин на них кажется дублёром Уитакера.


Фильм Ричарда Аттенборо «Клич свободы» (1987) вышел на экраны, когда борьба с апартеидом была в самом разгаре. Ещё один фильм на данную тему «Сухой белый сезон» (1989) с Марлоном Брандо и Дональдом Сазерлендом. Режиссёром выступила Эзан Пальси, которая стала первой чернокожей женщиной, снявшей фильм для крупной голливудской студии.



«Клич свободы» (1987)

Режиссёр: Ричард Аттенборо

Зрительская оценка: 3+

Историческая оценка: 3

 

Наряду с Нельсоном Манделой и Робертом Собукве, Стив Бико был одним из лидеров борьбы с апартеидом в Южной Африке.

 

Политика:

Издатель либеральной газеты Дональд Вудс (Кевин Клайн) убеждён, что Стив Бинко (Дензел Вашингтон) расист, ненавидящий белых. Поскольку Бико запрещалось покидать пределы округа, Вудс сам отправляется на встречу с ним. В фильме Вудс вежливо не соглашеается с позицией Бико, и Бико в ответ читает ему лекцию о тяжёлой судьбе чернокожих южноафриканцев. Это сильно смягчённая версия событий, изложенных в мемуарах Вудса. По словам самого Вудса, он закричал: «Я не должен извиняться за то, что родился белым!». Ответ Бико в реальной жизни был спокойным, однако более содержательным, чем в фильме. Он объяснил, что против ненависти любого рода, но его заботит прежде всего освобождение чернокожих, а не оскорблённые чувства белых либералов. Режиссёр Ричард Аттенборо, удостоившийся похвалы за созданный им образ Ганди, наделяет Бико почти теми же качествами. Но если в Южной Африке и был человек масштаба Ганди, то это был Мандела, а не Бико. Правда, ни один, ни второй не выступали за ненасильственное сопротивление.

 

Расовый вопрос:

«Я навсегда останусь самим собой. Можете избить меня, посадить меня в тюрьму или даже убить меня, но я не буду тем, кем вы хотите меня сделать», говорит Бико. Несмотря на эти слова, фильм показывает его таким, каким хочет, чтобы он был а именно скромным, благородным и миролюбивым а не таким, каким он был на самом деле. Настоящий Бико был вспыльчивым и остроумным; он говорил, перемежая свою речь словами «эй, чувак». В фильме же Бико разговаривает как занудный викарий из Саффолка. Длительные отношения Бико с любовницей и связи со многими другими женщинами в фильме также не показаны. «Невозможно составить полное представление о личности Стива, не упоминая о его необузданной сексуальности», писал Вудс. Фильм пытается это сделать, и только проигрывает от этого. В итоге, фильм, прославляющий чернокожего героя, который построил свою идентичность на отказе подстраиваться под ожидания белых либералов, переделывает его в соответствии с ожиданиями белых либералов.

 

Закон:

Вудс посещает загородную резиденцию министра полиции Джимми Крюгера (Джон Тоу, который играет восхитительно). Вудс просит Крюгера оставить Бико в покое. Крюгер делает вид, что соглашается, но позже отправляет полицию за самим Вудсом. Тем временем, Бико арестовывают, и он умирает за решёткой от загадочной травмы головы. Власти утверждают, что Бико умер из-за объявленной им голодовки. «Смерть Бико не вызывает у меня никаких чувств», говорит Крюгер на пресс-конференции. Эти слова на самом деле были произнесены. К сожалению, почти все актёры (кроме Вашингтона) произносят фамилию Бико неправильно.

 

Насилие:

Вудс в итоге бежит из страны. В конце фильма он вспоминает восстание в Соуэто. Шестнадцатого июня 1976 года полиция открыла огонь по протестующим школьникам. Сцены этой бойни намного более драматичные, чем последний час фильма, посвящённый побегу Вудса из Южной Африки. Само собой, Вудс перенёс нелёгкий опыт, однако когда видишь, как сотни детей расстреливают на улицах, невольно задаёшься вопросом о том, является ли бегство белого парня самой важной историей.

 

Вердикт:

Добронамеренный фильм о жизни белых либералов в Южной Африке. Но если вы хотите больше узнать о Стиве Бико, вам следует поискать в другом месте.



©Alex von Tunzelmann



Оригинал можно почитать тут.

78 просмотров0 комментариев

Похожие посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page