Продолжение списка лучших и худших исторических фильмов. На этот раз — события 1980-х—2010-х годов: прокси-войны времён Холодной войны, захват американских заложников в Иране, освобождение Манделы, Фолклендская война, геноцид в Руанде, сражение в Могадишо, премьерство Тэтчер, смерть принцессы Дианы, теракты 11 сентября, война против терроризма и WikiLeaks.
В начале 1980-х годов по-прежнему шла Холодная война. Взаимная неприязнь между США и СССР теперь была подкреплена ядерным оружием и космическми технологиями. Руководить страной в этот ответственный период американский народ доверил первому в истории страны президенту из Голливуда: бывшей кинозвезде Рональду Рейгану. Рейган, на счету которого были как известные фильмы вроде «Победить темноту» (1939), так и менее успешные картины вроде фильма о шимпанзе «Бонзо пора спать» (1951), продолжал актёрствовать и в своей политической карьере. Пригрозив наложить вето на повышение налогов, он процитировал персонажа Клинта Иствуда из «Грязного Гарри»: «Давай, порадуй меня!».
Рейган был большим поклонником «Рэмбо» и «Звёздных войн». Из последнего фильма он позаимствовал фразы «империя зла», которой описал Советский Союз, и «новая надежда», которой описал свою политику. Когда его правительство запустило программу Стратегическая оборонная инициатива, подразумевавшую создание системы противоракетной обороны с элементами космического базирования для защиты от ядерного удара, СМИ окрестили её «Звёздными войнами». Однако по мнению биографа Рейгана Майкла Рогина, программу вдохновил другой фильм — «Убийство в воздухе» (1940), в котором Рейган играет агента Секретной службы по имени Брасс Бэнкрофт, чьё задание — защитить новое противоракетное оружие, очень похожее на СОИ.
Режиссёру «Звёздных войн» Джорджу Лукасу не нравилось, что название его фильма используется таким образом. Более того, согласно официальной истории «Звёздных войн» от киностудии Lucasfilm, «прототипом сенатора Палпатина, который становится злым ситхским императором Дартом Сидиусом, был Ричард Никсон» — другой президент-республиканец. В 1985 году Лукас подал в суд на две лоббистские группы, продвигавшие СОИ, с целью запретить им называть программу «Звёздными войнами», но проиграл.
Конфликт между США и СССР породил многочисленные прокси-войны. Многие архивные материалы того периода по-прежнему засекречены, поэтому киношники не знают полной картины. Вот почему фильмы о том времени часто неубедительны. Они либо явно отбеливают США, чтобы не обидеть широкую публику — как, например, «Война Чарли Уилсона» (2007), где Том Хэнкс играет конгрессмена от Техаса, который завязывает дружбу с афганским моджахедом, — либо содержат такую долю вымысла, что перестают быть правдоподобными — как, например, «Сальвадор» (1986) Оливера Стоуна.
Фильм Бена Аффлека «Операция „Арго“», который в 2013 году завоевал «Оскар» в номинации «Лучший фильм», оскорбил историков, британцев, новозеландцев, канадцев и иранцев искажением событий. В реальности это была совместная американо-канадская операция. Однако канадцы в фильме вовсе не фигурируют — не считая постскриптума перед финальными титрами. Британцы и новозеландцы, которые принимали участие в операции, тоже не упоминаются — более того, в фильме утверждается, что британские дипломаты не пустили американцев в здание посольства (это неправда). Однако, в отличие от «Войны Чарли Уилсона» и «Сальвадора», «Операция „Арго“» по крайней мере успешно превращает реальную историю времён Холодной войны в увлекательное кино.
«Операция „Арго“» (2012)
Режиссёр: Бен Аффлек
Зрительская оценка: 5-
Историческая оценка: 3
Четвёртого ноября 1979 года иранские ополченцы захватили американское посольство в Тегеране и взяли в заложники более 50 человек (ещё шестерым дипломатам удалось бежать). Правительство Канады и ЦРУ начали тайную операцию по их спасению.
Политика:
В 1953 году ЦРУ и МИ-6 организовали переворот, чтобы свергнуть Мохаммеда Мосаддыка, демократически избранного президента Ирана, и заменить его абсолютным монархом. К 1979 году демократическая оппозиция превратилась в революционную силу и оказалась по одну сторону баррикад с исламскими фундаменталистами. В «Операции „Арго“» этот контекст представлен лишь мимоходом. А вот сцена, в которой ополченцы штурмуют американское посольство, снята мастерски. Если вы дотерпите до финальных титров, то сможете увидеть настоящие фотографии рядом со сценами из фильма и оценить, насколько точно те воссозданы.
Операция:
Шестерых сбежавших американцев укрывает у себя канадский посол Кен Тейлор (Виктор Гарбер). Вам правильно кажется, что такая большая группа привлекала бы слишком много внимания. В реальности они разделились на две группы по три человека: одна осталась у Тейлора, а другая — у сотрудника иммиграционной службы Джона Шердауна. Тем временем в Вирджинии агент ЦРУ Тони Мендес (Бен Аффлек) разрабатывает план, как вывезти их из страны. Заручившись поддержкой своего друга Джона Чемберса (Джон Гудмен) — гримёра, удостоившегося «Оскара» в 1969 году за свою работу над фильмом «Планета обезьян», — он создаёт фиктивную кинокомпанию. План заключается в том, чтобы выдать шестерых американских дипломатов за канадских членов съёмочной группы, чтобы они могли улететь из аэропорта «Мехрабад». Звучит как полное безумие, но это чистая правда.
Сценарий:
«Мы решили, что нам нужен сценарий научно-фантастического фильма с ближневосточной тематикой и мифологическими элементами. Очень кстати пришлось бы и прославление ислама», — писал об операции настоящий Мендес. Выбор пал на фильм под названием «Арго». Сценарий этого фильма основан на романе-антиутопии «Князь Света» американского фантаста Роджера Желязны. Бен Аффлек не мог использовать никаких элементов «Князя Света» в своём фильме, так как у него не было на это прав. Так что «Арго» в «Операции „Арго“» — это фиктивная версия фиктивного фильма. В основе настоящего фиктивного «Арго» лежала индуистско-буддийская мифология, а не ислам, однако ЦРУ решило, что это почти одно и то же. Фиктивный фиктивный «Арго» в фильме Аффлека содран со «Звёздных войн» — там даже есть синий вуки.
Действие:
Мендес убеждает шестерых дипломатов довериться ему, однако процесс эксфильтрации оказывается очень нервным. Сначала иранские чиновники назначают им встречу на базаре и заставляют их сыграть свои роли. Затем в аэропорту дипломаты должны пройти проверку с поддельными документами под пристальными взглядами стражей исламской революции. В фильме шестеро дипломатов успевают улететь за считанные мгновения до того, как их разоблачают — это неправда и слишком большой комплимент иранской бюрократии.
Ещё действие:
Настоящая операция, по словам Мендеса, «прошла как по маслу», за исключением небольшой задержки из-за неполадок с самолётом. Но версия событий, представленная в фильме, конечно же, намного увлекательнее.
Вердикт:
Остроумный и захватывающий исторический триллер — однако в нём переплетено столько уровней реальности и вымысла, что никто бы не удивился, если бы в конце под маской синего вуки оказался аятолла Хомейни.
Одновременно с тем, как Рональд Рейган был президентом США, Маргарет Тэтчер была премьер-министром Британии. Радикальный реформатор, она была очень неоднозначной фигурой. Ей посвящено несколько биографических телефильмов и кинофильм «Железная леди», вышедший за несколько месяцев до её смерти. А ещё в самом конце фильма «Только для твоих глаз» (1981) Джанет Браун в роли Тэтчер флиртует с попугаем, приняв того за Джеймса Бонда.
«Железная леди» (2012)
Режиссёр: Филлида Ллойд
Зрительская оценка: 3+
Историческая оценка: 3
Структура:
Фильм снят в форме флэшбеков пожилой, страдающей деменцией Тэтчер (Мэрил Стрип), которой постоянно видится её умерший муж Денис (Джим Бродбент). Стрип одинаково восхитительна как в роли Тэтчер на пике карьеры, так и в роли дряхлой Тэтчер. К сожалению, последнему периоду посвящена значительная часть фильма, а во флэшбеках уделяется слишком много внимания роли Тэтчер как жены и матери; в итоге, на самые интересные аспекты её биографии остаётся не так уж много времени. Вот лишь немногие из тех, кто почти или вовсе не появляется на экране: Сесил Паркинсон, Найджел Лоусон, Норман Теббит, Билли Уайтлоу, Кит Джозеф, Чарльз Пауэлл, Бернард Ингам, Нил Киннок, Артур Скаргилл и Рональд Рейган.
Класс:
В 1950 году Тэтчер (урождённая Робертс) проходит собеседование на роль кандидата от Консервативной партии в Дартфорде. В фильме это происходит во время ужасно официального обеда, один из гостей на котором — Денис Тэтчер. Маргарет, дочь бакалейщика, поражена дорогим столовым серебром. Денис шепчет: «Берите с нижнего края и двигайтесь к центру». Ничего подобного не было в реальности. Данный эпизод позаимствован из фильма «Красотка» (1990), где Джулия Робертс (никакой связи) играет лос-анджелесскую проститутку. На реальной встрече Маргарет Робертс сидела на сцене рядом со своим отцом, рассуждала о государстве всеобщего благосостояния и хвалила Консервативную партию за учреждение коммиссии Бевериджа, которая в итоге привела к его созданию. Однако верно, что Денис действительно присутствовал в зале.
Парламент:
В 1970 году Тэтчер стала министром образования. На совещаниях Кабинета министров она раздражает премьер-министра Эдварда Хита, высказываясь по вопросам, которые не входят в её сферу ответственности. Это правда, хотя в действительности её комментарии были более резкими, чем в фильме. Например, отвергнув одного из кандидатов в Совет директоров ВВС, Хит сказал: «Он слишком высокого мнения о самом себе». На что Тэтчер ответила: «Как и большинство мужчин». Вскоре Тэтчер становится лидером Консервативной партии. В фильме подразумевается, что она добилась этого благодаря прическе. О Господи.
Война:
Тэтчер очень скоро становится непопулярной, как среди однопартийцев, так и среди граждан. К счастью для её карьеры, Аргентина вторгается на Фолклендские острова. В фильме приказ Тэтчер о потоплении крейсера «Генерал Бельграно» объясняется тем, что тот двигался из зоны полного запрета. Действие сцены происходит в cитуационной комнате с экранами, радарами, людьми с серьёзными лицами и столом с макетами кораблей. Однако, по словам адмирала Джона Форстера Вудварда, командовавшего силами Королевского флота в Фолклендской войне, ничего подобного не было. «Добро было получено в холле Чекерса», — вспоминает он. В фильме не упоминаетя о сокрытии инцидента правительством. Как известно, даже через год Тэтчер по-прежнему отрицала, что «Генерал Бельграно» в момент атаки был за пределами 200-мильной зоны.
Отставка:
К концу 1980-х годов экономическое чудо Тэтчер превратилось в рецессию. В стране разразились протесты из-за закона о подушном налоге. Из-за своего отношения к Европе она оказалась изгоем в собственной партии. В фильме лишь мимоходом показаны события, которые привели к отставке Тэтчер: предательство близкого соратника Джеффри Хау (Энтони Хэд) и амбиции Майкла Хезелтайна (Ричард Грант). А грубость Тэтчер к Хау оправдывается начинающимся слабоумием. На самом же деле она всегда была жёсткой и неуступчивой. В 1970-х её близкий соратник Эйри Нив покинул совещание, заявив, что ему никто ещё так не грубил. Фильм больше пришёлся бы по душе как поклонникам, так и критикам Тэтчер, если бы просто показал «железную леди» такой, какой она была.
Вердикт:
Потрясающая игра Мэрил Стрип украшает этот фильм, однако он всё равно остаётся довольно посредственным.
Одним из самых знаменитых лидеров конца ХХ века (и одним из тех, о ком снято больше всего фильмов) был Нельсон Мандела. Он провёл 27 лет в тюрьме, а затем привёл свою страну к свободе и примирению. На телевидении Манделу играли Дэнни Гловер в «Манделе» (1987) и Сидни Пуатье в «Манделе и де Клерке» (1997) (де Клерка сыграл Майкл Кейн), а в кино — Кларк Питерс в «Конце игры» (2009) и Терренс Ховард в «Винни» (2011).
Очень неубедительный фильм «Прощай, Бафана» (2007) с Деннисом Хэйсбертом в роли Манделы — это экранизация преимущественно опровергнутой книги тюремного надзирателя Манделы, Джеймса Грегори (Джозеф Файнс). По слухам, Манделе советовали подать в суд на Грегори за искажение фактов, но он решил этого не делать. Намного более удачный фильм (хоть и не шедевр) — «Непокорённый» (2009) с Морганом Фрименом в роли Манделы и Мэттом Дэймоном в роли капитана сборной ЮАР по регби Франсуа Пинара. Это качественное кино о примирении после апартеида. Омрачает его только то, что регби как спорт в нём не вызывает никаких эмоций. Финальный матч — это просто последовательность случайных кадров в замедленной съёмке и вдобавок под медленную музыку. Напрашивается вывод о том, что режиссёр Клинт Иствуд лишь отдалённо знаком с этим спортом и совершенно к нему безразличен. Лучше всего роль Манделы исполнил Идрис Эльба в «Долгом пути к свободе» (2013).
«Долгий путь к свободе» (2013)
Режиссёр: Джастин Чедвик
Зрительская оценка: 4
Историческая оценка: 4
Подбор актёров:
Лондонскя премьера этого фильма, основанного на автобиографии Манделы, совпала со смертью южноафриканского лидера. Нужно признать, Идрис Эльба совершенно не похож на Манделу. Тем не менее, он прекрасный актёр, наделённый к тому же подходящими физическими данными. Молодой Мандела выглядел впечатляюще: он был ростом более 6 футов, боксировал и возглавлял вооружённую борьбу. Он был покруче персонажей, которые прославили Эльбу — Стрингера Белла и Джона Лютера — и, судя по рассказам, пользовался ничуть не меньшим успехом у женщин.
Насилие:
После смерти Манделы некоторые из его сторонников критиковали западных правых за то, что те называли его и Африканский национальный конгресс (АНК) террористами. Слово «террорист» является проблемным для историков. Между «борцом за свободу» и «террористом» небольшая разница за исключением того, что первый устраивает взрывы по благородным мотивам, а последний — нет. Но историки не могут позволить себе подобные субъективные суждения. Сам Мандела никогда не скрывал, что он был основателем и лидером «Умконто ве сизве», вооружённого крыла АНК. Как это правдиво показано в фильме, оно устроило довольно много взрывов.
Ещё насилие:
В сценарии Уильяма Николсона насилие со стороны борцов с апартеидом показано в контексте жестокости расистского режима против чернокожих южноафриканцев. «Мы 50 лет рассуждали о мире и ненасильственном сопротивлении», — говорит Мандела в фильме, объясняя, почему он решил взяться за оружие. «Поскольку насилие в этой стране было неизбежным, было бы неправильно проповедовать мир и ненасильственное сопротивление в то время, как правительство отвечало на наши мирные протесты жестокостью», — сказал настоящий Мандела на суде в Ривонии. К счастью, фильм не преподносит Манделу как ласкового дедушку, и показывает, что подтолкнуло его к радикализму.
Любовь:
В центре истории — страстные и сложные отношения Манделы со своей второй женой, Винни Мадикизела-Манделой (Наоми Харрис). Склонность Винни к насилию даже во внутренней борьбе с другими противниками апартеида не замалчивается, как и её пристрастие к убийствам «ожерельем» — жестокому методу казни, состоявшему в надевании на человека шины, облитой бензином, и сжигании его заживо. «Моя душа искалечена. Но произошедшее со мной не переполнило меня ненавистью», — сказала Винни в интервью ВВС в 1986 году. Фильм можно упрекнуть в том, что он слишком упрощает образ этой сложной женщины, однако он и так длится 2,5 часа, и к тому же фильм не о ней.
Юмор:
Политические и исторические аспекты фильма впечатляют, однако он всё же обходит вниманием один очень важный аспект личности Манделы: его чувство юмора. В 1997 году журналист спросил Манделу, что он чувствовал, когда встретился со Spice Girls. «Это без преувеличения один из лучших моментов в моей жизни», — ответил тот. И это человек, который провёл 27 лет в тюрьме, положил конец апартеиду, выиграл первые демократические выборы в Южной Африке и стал самым почитаемым человеком на планете.
Начиная с 1991 года, Сомали постоянно пребывает в состоянии войны. Сражение в Могадишо, произошедшее в октябре 1993 года, было на тот момент крупнейшей битвой с участием американских войск со времён войны во Вьетнаме. Попытка сил специального назначения США захватить двух главных помощников Мохаммеда Фараха Айдида пошла не по плану и переросла в полноценный конфликт. Американские, пакистанские и малазийские войска под флагом ООН вступили в бой с милицией Айдида.
«Чёрный ястреб» (2001)
Режиссёр: Ридли Скотт
Зрительская оценка: 3
Историческая оценка: 3
Контекст:
«Это тебе не Ирак, — говорит один военный. — Здесь всё намного сложнее». Возможно, в 2001 году, когда вышел фильм, подобная реплика могла пройти. Как бы там ни было, конфликт в Сомали действительно сложный. Фильм начинается чередой излагающих предысторию кадров, из которых становится очевидно, что создатели фильма считают зрителей очень недалёкими людьми. Подпись под одним из кадров гласит: «Сомали, восточная Африка». А что, есть ещё Сомали, штат Массачусетс?
Насилие:
Со времён сериала «МЭШ», американские военные базы изображались в кино как дикие и хаотичные места. Но не в «Чёрном ястребе». Здесь солдаты в свободное время играют в шахматы, рисуют и спорят о правилах игры в «Скрэббл». Штаб-сержант Мэтт Эверсманн (Джош Хартнетт) разражается тирадой о том, как он уважает сомалийцев. Остальные, судя по всему, тоже уважают. А «дрыщи» — как они называют местных — это ласковое прозвище, не имеющее ничего общего с тем фактом, что 300 тысяч жителей страны умерли голодной смертью. «Рынок Бакаара — это Дикий Запад, — заявляет один из рейнджеров. — Но смотрите, куда стреляете. Там люди живут». Далее показано, как в ходе боя солдаты тщательно избегают стрелять по женщинам и детям (которые в фильме представлены как невинные жертвы, что полностью игнорирует многочисленных детей-солдат в Сомали). Зрители, видимо, должны сделать вывод, что несколько тысяч жертв среди гражданских стали следствием пуль, срикошетивших от сомалийских полевых командиров.
Война:
В «Чёрном ястребе» не замалчивается хроническая ошибка американских войск — недооценка эффективности партизанской тактики. Почти всё время фильма занимают динамичные сцены уличных боёв, в которых высокосовременное оружие не слишком помогает американцам в бою против мотивированных сомалийских бойцов. Если есть режиссёр, который может снять бойню красиво, так это Ридли Скотт. Искры светятся среди руин, из падающих на землю гильз исходят столбики дыма, кровь брыжжет изысканными фонтатами; американские солдаты умирают в замедленной съёмке под грустную фортепианную музыку. Сомалийцы же просто взрываются и исчезают.
Политика:
Фильм подвергся критике за противопоставление благородных цивилизованных белых героев и безликих чернокожих злодеев-дикарей. В войсках специального назначения действительно меньше расового разнообразия, чем в американской армии в целом. И всё же немного странно, что все актёры в фильме — белые. Странно также, что немногие персонажи-сомалийцы (которых играют преимущественно британцы западноафриканского или карибского происхождения) лишь строят козни, злорадствуют, угрожают или просто ведут себя ненадёжно. Кроме того, пакистанские и малазийские солдаты, участвовавшие в сражении, не показаны в фильме вовсе. Когда в конце американцы возвращаются на пакистанскую базу, их встречают единственные азиаты, которых мы видим в фильме: трое официантов в тюрбанах, которые приносят им воду и белые полотенца. Бывший президент Пакистана Первез Мушарраф был настолько возмущён, что раскритиковал фильм в своей автобиографии — правда, в итоге оказалось, что у него были куда более серьёзные проблемы.
Шестого апреля 1994 года самолёт с президентом Руанды Жювеналем Хабьяриманой на борту был сбит над аэропортом Кигали. Это спровоцировало массовый конфликт между хуту, составляющими большинство населения, и тутси, составляющими меньшинство. За последующие 3 месяца было убито около 800 тысяч руандийцев, преимущественно тутси.
Геноцид в Руанде лёг в основу нескольких фильмов, среди которых «Отстреливая собак» (2005) с Джоном Хёртом и Хью Дэнси; «Рукопожатие с дьяволом» (2007), экранизация автобиографии Ромео Даллера; и американо-руандийский «День освобождения» (2007), первый фильм на языке киньяруанда. Телефильм «Однажды в апреле» (2005) Рауля Пека с Идрисом Эльбой в главной роли повествует о событиях в отеле «Тысяча холмов» — как и «Отель "Руанда"» (2004).
«Отель "Руанда"» (2004)
Режиссёр: Терри Джордж
Зрительская оценка: 4+
Историческая оценка: 3+
Фигуранты:
Пол Русесабагина (его блистательно играет Дон Чидл, который за эту роль был номинирован на «Оскар» в категории лучший актёр, но проиграл Джейми Фоксу, сыгравшему Рэя Чарльза) — управляющий отеля, который задабривает местных генералов дорогими сигарами и виски. Но за ухоженными стенами отеля «Тысяча холмов» постепенно нарастает напряжённость. А затем сбивают президентский самолёт, и страна погружается в хаос.
Международные отношения:
Подкупив местного генерала, Пол укрывает родственников и друзей в своём отеле. От миротворцев ООН, которыми в фильме командует вымышленный персонаж полковник Оливер, пользы как от козла молока. «Мы лишь посредники, а не миротворцы», — оправдывается Оливер в то время, как вокруг детей изрубают при помощи мачете. Прототипом персонажа послужил канадский генерал ООН Ромео Даллер. Это немного несправедливо по отношению к нему. ООН критиковали за отсутствие надлежащей реакции на геноцид, но Даллер тут ни при чём — согласно большинству отчётов, он делал всё, что мог.
Вмешательство:
Западные журналисты, по мнению создателей фильма, немногим лучше западных солдат. «Покидать отель можно только на бронированной машине. Таковы правила», — заявляет главный репортёр оператору Джеку (Хоакин Феникс). Возмущённый Джек отвечает: «Правила? Где мы, по-твоему, на Уимблдоне?» Фильм резко критикует международное сообщество за нерешительность. «Как можно не вмешаться, когда происходят такие зверства?» — Пол спрашивает Джека. «Боюсь, люди посмотрят репортаж и скажут: "Боже, как это ужасно". И продолжат есть свой ужин», — отвечает тот. ООН признала свои ошибки в Руанде лишь 5 лет спустя, в 1999 году.
Скандал:
«Отель "Руанда"» оставляет неоднозначное впечатление, поскольку Русесабагина изображён в нем почти святым. Подразумевается, что Русесабагина предоставлял услуги отеля бесплатно и выставлял счета только для того, чтобы создать видимость того, что управляет бизнесом (а не приютом), однако некоторые пережившие геноцид утверждали, что он вымогал у них деньги, не впускал бедных людей и требовал от постояльцев покинуть номера, если они не могли заплатить. Режиссёр фильма Терри Джордж в ответ обвинил критиков Русесабагини в клевете. Оценивать трагические и политизированные события вроде геноцида в Руанде объективно и взвешенно — самая трудная часть работы историка. Всегда есть противоположные мнения и противоречивые факты. Постороннему человеку трудно сказать, что на самом деле произошло в отеле «Тысяча холмов». Не стоит забывать, что версия, изложенная в фильме, — лишь одна из многих, и притом весьма спорная.
Счастливый конец:
В конце фильма Пола и его жену Татьяну (Софи Оконедо) эвакуирует ООН в комфортный лагерь для беженцев в Кабуге. В этом месте фильм отходит от версии событий, изложенной Русесабагиной в своих мемуарах. На самом деле супруги Русесабагина были перевезены Руандийским патриотическим фронтом, а не миротворцами ООН. В Кабуге, писал он, «не было лагеря в привычном смысле. Это было место, где каждый выживал, как мог. Мне и самому приходилось искать еду». Как и показано в фильме, супруги Русесабагина в Кабуге действительно воссоединились со своими маленькими племянницами, однако условия их жизни там на самом деле были далеко не такими комфортными, как в фильме. «Дети были все в грязи и выглядели так, как будто голодали, — писал Русесабагина. — Они месяцами питались кормом для кур». Лагерь в Кабуге, по его словам, больше напоминал тюрьму. Нетрудно понять, почему создатели фильма решили отступить от истины. Ощущение восстановленного порядка и безопасности позволяет создать счастливый конец. В реальной жизни, к сожалению, счастливый конец бывает редко.
Смерть принцессы Дианы в августе 1997 года опечалила мир и породила многочисленные теории заговора. Далее — два исторических фильма об этом событии: ужасный и отличный.
«Диана: История любви» (2013)
Режиссёр: Оливер Хиршбигель
Зрительская оценка: 2
Историческая оценка: 3
Предзнаменование:
Действие фильма начинается в ночь на 31 августа 1997 года в Париже. Принцесса Диана (Наоми Уоттс) оборачивается, услышав зловещий звук в корридоре. Неясно, что должен предвещать этот звук. Быть может, это стенания всех тех несчастных душ, которые пришли на премьеру. Как бы там ни было, он задаёт тон фильму — бессмысленному, банальному и местами откровенному нелепому.
Несчастье:
Затем мы переносимся назад в 1995. Одинокая Ди проводит время в Кенсингтонском дворце, варит фасоль, играет «Лунную сонату» и швыряет пульт в телевизор, когда на экране появляется принц Чарльз. Её жизнь уныла и скучна — и создатели фильма недвусмысленно дают нам это понять. Личный секретарь Дианы сообщает ей, что она должна принять участие в церемонии спуска на воду новой атомной подлодки. «Атомная подлодка? — жалобно стонет она. — Я хочу помогать людям».
Любовь:
Муж акупунктурщицы Дианы попадает в больницу. Навещая его, она знакомится с привлекательным кардиохирургом по имени Хаснат Хан (Навин Эндрюс). Они действительно познакомились таким образом, однако они не имеют никакого отношения к ужасному диалогу, который приписывается им в фильме. «Больницы завораживают меня, — бесстрастным тоном произносит Диана. — Когда я бываю в больницах, у меня такое чувство... мне очень хочется как-то помочь». Не желая уступать в этом обмене мрачными банальностями, Хаснат отвечает: «Это не ты проводишь операцию — операция ведёт тебя».
Фигуранты:
Создатели фильма явно убеждены в том, что рассказывают одну из величайших историй любви. На самом же деле история сводится к тому, что двое людей без какой-либо искры между ними совершают измену, а затем целый фильм мучительно пытаются расстаться. Жёлтая пресса описала каждую деталь этого романа, однако настоящие историки признают, что о нём мало известно. Ни Диана, ни Хан никогда публично о нём не рассказывали, хотя последний признал связь в ходе допроса при расследовании смерти Дианы.
И снова любовь:
Некоторым людям из окружения покойной принцессы очевидно было выгодно утверждать, что Хаснат был её «настоящей любовью», тогда как Доди Аль-Файед был лишь мимолётным увлечением. Возможно, это действительно так, а возможно, им просто хотелось бы так думать. Как бы там ни было, фильм не исследует этот вопрос. Режиссёр Оливер Хиршбигель, чей блистательный «Бункер» (2004) получил восторженные отзывы критиков, может войти в историю, как человек, который изобразил Адольфа Гитлера более разносторонним персонажем, чем принцессу Диану.
Политика:
Участие Дианы в кампании за запрещение наземных мин было действительно важным и благородным делом. В фильме её поездка в усеянную минами Анголу в 1997 году представлена как фантазия человека с комплексом спасителя, имеющая целью произвести впечатление на Хасната. Диана звонит Хаснату в Лондон и спрашивает: «Журналисты рассказывают, сколько здесь детей с оторванными руками и ногами?» «Нет», — отвечает тот. «Сволочи!» — возмущается она.
Отношения:
Диана заявляется к Хаснату. В его квартире полный бедлам. Она решает сделать уборку. Судя по рассказам, это действительно произошло. Но если бы у создателей фильма было хоть немного фантазии, они бы дали ей в помощники милых лесных обитателей. «Да, я вела себя как стерва, — признаётся она. — Да, я тебя преследовала». В наказание Хаснат отправляет её в Пакистан к своей ужасной матери, которая, хорошо помня историю, обвиняет Диану в разделе Индии. Диана для самоутешения едет в Италию, чтобы вернуть слепому человеку зрение. Или что-то вроде того. Все, конечно же, знают, чем всё закончится; остаётся только надеяться, что в реальной жизни эти отношения были лучше, чем в фильме.
«Королева» (2006)
Режиссёр: Стивен Фрирз
Зрительская оценка: 4-
Историческая оценка: 5-
Подбор актёров:
Тони Блэр, который только что одержал убедительную победу на выборах, отправляется во дворец, чтобы понервировать королеву своим пренебрежением к протоколу. Майкл Шин невероятно правдоподобно играет Тони Блэра. Королева (Хелен Миррен), ссылаясь на своего первого премьер-министра, Уинстона Черчилля, говорит: «Он сидел в этом самом кресле во фраке и цилиндре. И был настолько любезен, что преподал юной королеве хороший урок». «Могу себе представить», — отвечает Блэр, нервно посмеиваясь. Зрители в этот момент тоже могут нервно засмеяться, представив себе, как пожилой Черчилль заигрывает с королевой после нескольких стаканов шерри. К счастью, после этого в фильме обходится без подобных импровизаций.
Фигуранты:
Королеву и принца Филипа будят новостями об аварии. В фильме они спят в одной кровати. Но когда в 1982 году Майкл Фэган проник в спальню королевы в Букингемском дворце, было подтверждено, что те спят в разных комнатах.
Семья:
В фильме есть замечательная сцена в «Ленд Ровере». Принц Чарльз, обсуждая подданных с королевой, спрашивает: «За что они нас так ненавидят?». Та отвечает: «Не нас, мой дорогой». Однако создатели фильма, судя по всему, так и не определились, кем является Чарльз: скорбящим мужем, чувствующим настроение общественности, или оппортунистом, опасающимся народного гнева. Кстати, Алекс Дженнингс, который играет его в фильме, настолько похож на Эдуарда VIII, что у некоторых зрителей может сложиться впечатление, что они смотрят фильм о другом кризисе ХХ века в королевской семье. Благодаря архивным кадрам, некоторые персонажи, в том числе сама Диана и её брат, граф Спенсер, по сути играют самих себя. Во время знаменитой речи Спенсера на похоронах Дианы Миррен демонстрирует, за что она получила «Оскара», бросая на того косые взгляды.
Политика:
Контраст между замкнутой, размеренной жизнью королевской семьи в замке Балморал и лихорадочными буднями администрации Блэра очень тонко подмечен. Иногда реализма даже слишком много. Например, когда Блэр встречается со своими советниками, которые одеты в футболки «Ньюкасла» с его именем на спине. Блэр шокирует королеву, заявляя, что каждый четвёртый житель Британии хочет упразднить монархию. Опросы подтверждают, что противников монархии примерно 25 процентов, однако этот процент выглядит скорее низким. Более того, уровень поддержки республиканизма в Британии остаётся на уровне 15—20 процентов вот уже несколько десятилетий (в том числе до и после смерти Дианы).
Вердикт:
Хорошое историческое кино, такое же спокойное и величественное, как сама королева — по крайней мере, по версии фильма.
Одиннадцатого сентября 2001 года четыре самолёта, летевших внутренними американскими рейсами, были угнаны. Два самолёта врезались в башни Всемирного торгового центра, один — в Пентагон и ещё один, рейс 93 United Airlines, упал в поле в штате Пенсильвания. Шокирующие кадры этого теракта производили настолько неизгладимое впечатление, что сразу стало ясно — скоро об этом начнут снимать фильмы. В фильме «Башни-близнецы» (2006) Оливера Стоуна Николас Кейдж играет одного из героев того дня, сержанта Джона МакЛаглина. В фильме Миры Наир «Фундаменталист поневоле» (2012), основанном на книге Мошина Хамида, представлена вольная интерпретация событий 11 сентября.
«Потерянный рейс» (2006)
Режиссёр: Пол Гринграсс
Зрительская оценка: 3
Историческая оценка: 3
Участники:
Все персонажи фильма основаны на реальных людях, а некоторые и вовсе играют самих себя. Это не всегда оправданный выбор. Тот, кто был вовлечён в реальные события, попросту не может быть объективным, особенно если речь идёт о событии вроде терактов 11 сентября.
Вымысел:
Как только действие переходит непосредственно к событиям на борту, история становится весьма сомнительной. Все свидетели погибли, а составить представление о происходившем на основании 37 кратких телефонных звонков пассажиров очень трудно. К тому же, съёмки фильма завершились ещё до того, как была обнародована запись из кабины. Следовательно, большинство сцен — это плод фантазии создателей фильма. Проблема в том, что они предподносятся как точная реконструкция событий, а сам фильм снят в псевдодокументальном стиле.
Фигуранты:
Фильм незаметно вводит националистическую, провоенную риторику — прежде всего тем, как изображён немец Кристиан Адамс, единственный неамериканец на борту. В фильме Адамс — единственный, кто предлагает сотрудничать с террористами: «Мне кажется, нам не стоит их провоцировать. Просто делайте то, что они говорят». Жена Адамса отказалась участвовать в съёмках. Актёр же, сыгравший Адамса, описал того как рассудительного человека, который «никогда не принимал необдуманных решений». Неизвестно, кто участвовал во взломе кабины, но на записи слышно, как один из пассажиров, Тодд Бимер, произносит: «Ну, вперёд!». В фильме он изображён почти как герой боевика.
Насилие:
Ворвавшись в кабину, заложники окружают и забивают до смерти двоих угонщиков. Это чистый вымысел. Очевидно, тот факт, что из террористов выбивают всё дерьмо на экране, должен вызвать у зрителей приятное чувство, будто Америка отомстила. Реального героизма, видимо, было недостаточно. А ведь благодаря храбрости заложников самолёт разбился в поле, и тем самым были спасены сотни жизней.
Пропаганда:
Версия фильма для предпросмотра завершалась титром, гласившим: «Война Америки против терроризма началась». На самом же деле Джордж Буш впеврые использовал словосочетание «война против теорроризма» 5 дней спустя, а американо-британская военная операция в Афганистане началась 7 октября 2001 года. Некоторые критики восприняли этот титр как доказательство того, что «Потерянный рейс» — это пропагандистский фильм. Трудно не согласиться с этим выводом. В итоговой версии финальный титр гласит: «Посвящается памяти всех тех, кто погиб 11 сентября 2001 года». Уже лучше, но можно было сформулировать эту мысль таким образом, чтобы исключить террористов.
Вердикт:
«Потерянный рейс» — это отменно снятое и реалистичное кино, однако то, что происходит на борту самолёта — и кто оказывается героем — очень сомнительно.
Теперь о фильмах, посвящённых войнам в Афганистане и Ираке, которые последовали за терактами 11 сентября. В биографическом фильме режиссёра-ветерана Оливера Стоуна «Буш» (2008) Джош Бролин мастерски играет глуповатого президента. Стоун неожиданно щадит Буша, возлагая всю вину за его ошибки на Дональда Рамсфельда, Дика Чейни и холодного отца. Как сказал сам Буш: «К тому времени, как какой-то умный человек разберётся, что происходило в Овальном кабинете, меня уже давно не будет на свете».
«Игра без правил» (2010) Дага Лаймана и «Не брать живым» (2010) Пола Гринграсса — это очень качественные и достоверные фильмы (насколько вообще можно говорить о достоверности, когда многие документы по-прежнему остаются засекреченными). Оба фильма ставят под сомнение причины, стоявшие за вторжением в Ирак. Это понравится одним зрителям и не понравится другим. «Цель номер один» (2012) Кэтрин Бигелоу, повествующий об операции по ликвидации Усамы бен Ладена, — более неоднозначный фильм. Некоторые критиковали его за одобрение пыток и преувеличение их роли в охоте на бен Ладена.
Упомянутые события всё ещё свежи в памяти, поэтому любой фильм о «войне против терроризма» неизбежно кого-то обидит. Так было и со «Снайпером» (2014).
«Снайпер» (2014)
Режиссёр: Клинт Иствуд
Зрительская оценка: 2+
Историческая оценка: 2
Крис Кайл, известный современникам как «Легенда», был военнослужащим подразделения «морские котики», который служил в Ираке в начале 2000-х годов. Он считается самым смертоносным снайпером в истории США. Кайл убил 255 противников, из которых 160 были официально подтверждены. Позже он работал телохранителем Сары Пэйлин.
Плохие ребята:
Режиссёр Клинт Иствуд сводит всё в фильме к основным цветам и простейшим формам. Крис Кайл (Брэдли Купер) записывается в армию, увидев по телевизору взрывы посольств США в Африке в 1998 году (на самом деле они никак не были связаны с его решением). Когда он попадает в Ирак, все иракцы, выступающие против американской оккупации, объявляются членами «Аль-Каиды», что делает их законными целями. В фильме (как и в мемуарах Кайла) они называются «дикарями».
Чтобы вы наверняка поверили в то, что они дикари, главные персонажи-иракцы — которые почти не разговаривают — изображаются как очень плохие парни. Среди них вымышленный снайпер Мустафа (Сэмми Шейк), бывший олимпийский стрелок, который в книге Кайла упоминается лишь в одном абзаце, однако в фильме становится его главным врагом. Настоящий Кайл писал о Мустафе: «Я никогда его не видел, но другие позже убили иракского снайпера — вероятно, это был он». В фильме, разумеется, происходит смертельная дуэль между Кайлом и Мустафой.
Есть ещё вымышленный террорист по прозвищу Мясник (Мидо Хамада), который носит длинный чёрный плащ и нападает на маленьких детей с дрелью. Мясник, возможно, отчасти основан на Исмаиле Хафиде Аль-Лами, также известном как Абу Дераа, которого считают ответственным за тысячи смертей в 2000-х годах. Так это или нет, он определённо подонок. Все, кого убивает Кайл, подонки. Войну намного легче поддерживать, когда американцы не совершают ошибок, а все, кто воюет против них, подонки. Либо с нами, либо против нас. Свобода и демократия продвигаются при помощи винтовок и дронов. Боже, благослови Америку.
Хорошие ребята:
Каждое нажатие Кайла на курок на 100 процентов оправданно и помогает спасать жизни американцев. На его жилете и броневике красуется череп марвеловского Карателя, однако никто не задаётся вопросом о том, поможет ли подобный символизм завоевать доверие иракцев. Он — настоящий патриот Америки с огромной татуировкой креста крестоносцев на плече. Это правдивая деталь. «Я решил сделать татуировку красной, как кровь, — писал он. — Я ненавидел этих грёбанных дикарей, против которых воевал, и всегда буду ненавидеть. Они много у меня забрали».
После каждого задания его мучит совесть — но только потому, говорит он, что он не смог убить больше плохих парней и спасти больше сослуживцев.
Согласно «Снайперу», настоящая жертва войны — это Кайл, а не иракцы, которых он убил. Они это заслужили, ведь они — дикари. А все те иракцы-недикари, которым не нравится, что произошло с их страной после вторжения, пусть поищут себе место в каком-нибудь другом фильме.
Источники:
Фильм существенно отступает от книги Кайла. Однако правдивость его слов также можно поставить под сомнение. В 2014 году бывший рестлер, а позже политик Джесси Вентура отсудил более 1,8 миллиона долларов у Кайла за клевету. По словам Кайла, он ударил Вентуру в баре после того, как тот сказал, что «морские котики» «заслуживали смерти» за свои действия в Ираке. Вентура же утверждал, что никогда в жизни не встречал Кайла. Помимо этого, Кайл заявлял, что застрелил двух вооружённых грабителей, которые пытались угнать его машину в Далласе. Окружные шерифы и судмедэксперты отрицали, что подобный инцидент имел место. А ещё Кайл утверждал, что вместе с другим снайпером сидел на крыше нью-орлеанского Супердоума после урагана Катрина и убил 30 вооружённых гражданских, которые творили беспредел. Опять же, власти не подтвердили эту историю.
Как написал один журналист-расследователь, эти истории «изображают Кайла так, как будто он и есть Каратель, творящий собственное правосудие. Эти истории можно рассматривать как жажду тщеславия; а можно — как попытку неуверенного в себе человека создать себе имидж героя». Быть может, некоторые вещи, которыми хвастался Кайл, действительно имели место; а может и нет. Значительная часть фильма определённо не имеет ничего общего с правдой. Есть много сложных вопросов, которые в фильме обходятся стороной. Они могли бы сделать его намного интереснее. А так, это не более чем пропаганда эпохи Буша.
Если промышленная революция предопределила ход конца XIX и начала XX веков, то революция технологическая предопределила ход конца XX и начала XXI. Домашние компьютеры стали нормой в 1980-х годах; интернет развился в 1990-х и 2000-х; смартфоны распространились в 2010-х.
Нелегко снять исторический фильм о технологиях и бизнесе. Из сидения в офисе, телефонных разговоров и печатания на компьютере драмы не сделаешь. Секса, насилия, погонь и взрывов тоже особо нет, а большинство персонажей скучны.
И всё же исторические фильм об интернете есть. Фильм «Социальная сеть» (2010) Дэвида Финчера получил лестные отзывы, хотя карьера Марка Цукерберга (Джесси Айзенберг) в фильме, конечно, намного увлекательнее, чем в реальности.
«Пятая власть» (2013)
Режиссёр: Билл Кондон
Зрительская оценка: 3
Историческая оценка: 4+
WikiLeaks, онлайн-организация, публикующая секретную информацию, приобрела к концу первого десятилетия XXI века всемирную известность.
Значение:
Фильм начинается с нарезки об истории медиа — от иероглифов на стенах пирамид до печатного станка и телесообщения об убийстве Джона Кеннеди. Подразумевается, что кульминацией этого процесса стал Джулиан Ассанж (Бенедикт Камбербэтч). События фильма начинаются в 2012 году. Бывший лучший друг Ассанжа Даниэль Домшайт-Берг (Даниэль Брюль) раз за разом отправляет ему сообщение со словами: «Джулиан, ты там?» Эта фраза вполне могла бы быть названием фильма.
Утечки:
В 2002 году Берг посещает конвенцию нердов в Берлине. На ней куча людей, которые явно нуждаются в горячей ванне и витаминах, подключают кубики Лего к катушкам Теслы и тому подобное. Ассанж на этом мероприятии рассуждает о свободном доступе к информации и анонимности информаторов. Берг в восторге. Двое объединяются и сливают информацию о банке «Юлиус Бэр». Фильм доступно разъясняет, что к чему в этом запутанном деле. Дальше следуют беспорядки в Тибете, секреты сайентологов и электронные письма Сары Пэйлин.
Фигуранты:
Настоящий Джулиан Ассанж раскритиковал фильм и написал Камбербэтчу, что тот «изображает его и дело его жизни в негативном свете». На самом же деле Ассанж в «Пятой власти» изображён достаточно положительно. Камбербэтч идеально воссоздаёт особенности его речи и маннеризмы, а также демонстрирует травму и ранимость, скрывающиеся за фасадом недружелюбия. Более того, в фильме опущена тема обвинений в сексуальном насилии, выдвинутых против Ассанжа в Швеции (об этом упоминается только в финальных титрах).
Сценарий:
Фильм не делает выводов о том, герой Ассанж или злодей. Как отмечали некоторые критики, «Пятая власть» напоминает «Социальную сеть». В обоих фильмах милый, невинный нерд заводит броманс с другим, более умным и решительным нердом, и обжигается.
Сценарий к «Социальной сети» написал Аарон Соркин, создатель сериала «Западное крыло»; а к «Пятой власти» — ещё один создатель сериала «Западное крыло», Джош Сингер. Несмотря на всю стильность обеих фильмов, они имеют один и тот же недостаток — в них почти ничего не происходит.
Действие:
Действие в «Пятой власти» почти полностью сводится к работе на ноутбуке. Создатели попытались сделать фильм более зрелищным, добавив убийство кенийского правозащитника в 2009 году, эксфильтрацию информатора Госдепа из Ливии (перед тем, как он был раскрыт из-за WikiLeaks) и нескольких работающих на правительство громил, пристально наблюдающих за Ассанжем в коктейль-баре. И всё же, главным героям не угрожает ничего, кроме судебных исков и плохой прессы. Чтобы превратить этот фильм в настоящий триллер, потребовалось бы намного сильнее исказить историческую правду. Если бы это был театр, отсутствие действия могло бы стать достоинством. Всё действие могло бы происходить в чулане эквадорского посольства, где Ассанж сидел бы под ультрафиолетовой лампой и рассказывал сделанной из носка наручной кукле о том, какой он значительный и замечательный. Каждый день, из года в год. Это было бы даже слишком близко к правде.
©Alex von Tunzelmann
Оригинал можно почитать тут.
Commentaires